Афазия: виды, коррекция, причины, симптомы

Собственная речь и возможность выражать свои мысли и желание – является одним из самых главных возможностей человека полноценно находиться в социуме и реализовать себя. Люди с ограниченными речевыми возможностями не понаслышке знают, как трудно вести насыщенную жизнь и полностью себя проявлять в ней.

Другое дело – когда человек имеет от природы все данные и возможности, чтобы говорить и правильно воспринимать услышанное, однако со временем теряет эту, казалось бы, естественную способность своего организма.

Афазия – это как раз расстройство речи человека частичное или полное, а также невозможность воспринимать речь собеседника.

Особенности болезни

Афазия: виды, коррекция, причины, симптомы

Болезнь может проявляться разными видами и формами. Классификация афазий зависит от психического и неврологического состояния больного. Для их устранения требуется длительное время реабилитации и лечения. Со временем выздоровевшего человека ожидает повторное обучение и восстановление привычной для него речи. Возникает болезнь из-за серьезных поражений головного мозга, а именно тех участков, которые отвечают за речь человека. Афазия отличается от других подобных заболеваний тем, что связная речь человека утрачивается не в раннем детстве, а после полной возможности вербального общения уже во взрослом состоянии организма.

Дети до 4 лет не попадают в категорию больных данным заболеванием. Любые отклонения речи у них связаны с другими причинами или особенностями физиологии и строения. Большую роль при этом играет психологический фактор и развитие ребенка в этом возрасте.

Афазия проявляется только у тех ,кто успел частично или полностью грамотно и правильно овладеть устной и письменной речью, а затем утратил возможность это делать.

Часто легкие виды болезни не воспринимаются больным серьезно или же он испытывает определенный дискомфорт при выражении своих мыслей и боится в этом признаться своим близким. Это накладывает постоянное недовольство собой, потерянность и боязнь глупо выглядеть на фоне других людей при разговоре.

Человек может испытывать даже приступы паники, когда ему нужно начать диалог или попросить что-то у постороннего человека (оплатить покупки, выйти из общественного транспорта, попросить помощи на улице), что приводит к апатии к жизни и постоянному угнетённому состоянию.

Больные афазией теряют ту или иную степень владения речевой функцией. Это может выражаться в неправильном звукопроизношении, потери словарного запаса, неграмотности, несвязности чтения и письма, или же потере способности воспринимать и обрабатывать услышанную речь собеседника.

Афазия может сопутствовать и другим нарушениям в организме часто она становиться спутницей нарушений сенсорной функции человека, его двигательного аппарата или нарушений психического здоровья. Именно потому заболевание до сих пор до конца не изучено.

И его ни в коем случае нельзя запускать до тяжелых и невозвратимых форм проявления.

Его раскрытием занимаются лучшие специалисты в неврологии, логопедии и психологии человека, которые могут оказать своевременную помощь и восстановить потерянные речевые функции.

Причины возникновения

Афазия: виды, коррекция, причины, симптомы

Наиболее частыми причинами афазии являются ишемический инсульт.

Нарушение речи у человека является серьезным изменением в коре головного мозга. Индивид с уже сформировавшейся речью вдруг начинает терять контроль над тем, что он говорит и слышит. Это серьезно влияет на психику человека, его становление и развитие в будущем.

Довольно часто речевые нарушения становятся результатом серьезных сосудистых заболеваний, которые влияют на мозг. Очень часто возникает афазия при инсульте – ишемическом или геморрагическом.

При втором случае больной получает очень серьезный синдром, который выражается в тотальной потере или нарушении речи.

Афазия возникает при различных черепно-мозговых травмах, опухолях, хронических воспалительных процессах, операциях или редких заболеваниях.

Очень часто динамическая афазия наступает у пожилых людей, гипертоников, склеротиков, а также у тех, кто подвержен ишемическим атакам или перенес порок сердца. Афазия возникает при кровоизлиянии в мозг или серьезных тромбозах.

Восстановление речи при афазии чаще удается добиться более молодым пациентам, у которых есть большой компенсаторный потенциал.

Классификация болезни

Афазия: виды, коррекция, причины, симптомы

Формы афазии уже очень долгие годы пытаются тщательно изучить специалисты в этой области медицины. Различные критерии оценивания до сих пор не дают односторонний результат и четкое градирование нарушение речи. Классификация афазий четко разделила болезнь по типу поражения головного мозга, а именно правого или левого полушария. Благодаря этому и центрам, которые там расположены, можно четко принимать характер нарушения и причины возникновения болезни.

На данный момент существует:

  • афферентная моторная афазия;
  • динамическая афазия;
  • мнестическая;
  • эфферентная моторная афазия;
  • Отдельное место занимает семантическая афазия.

Афферентная афазия является в затруднениях больного найти нужную артикуляторную позу для произнесения того или иного нужного звука. Динамическая болезнь нарушает возможность человека правильно строить предложения и выстраивать коммуникативный ряд далеко вперед.

Мнестическая отвечает за слухоречевую память, человек теряет словарный запас и зрительно не представляет предмет, о котором он хочет сообщить. Эфферентная моторная афазия не позволяет человеку связывать артикуляционные позиции одну с другой.

Таким образом, больной не может произнести несколько связных в слово звуков сразу.

Существует еще и семантическая афазия. Она выражается в определенных трудностях при разговоре. Такой больной не способен построить правильные или длинные грамматические конструкции или предложения.

Он ощущает панику и тревогу, когда резко забывает нужное слов или не может выговорить легкие окончания слов, которые «вертятся» у него на языке.

Такое проявление еще носит имя – амнестическая афазия, как результат кратковременного провала посреди нормальной и связной речи.

Диагностика

Афазия: виды, коррекция, причины, симптомы

Чтобы понять истинные причины афазии, больного следует тщательно диагностировать и изучить опытным специалистам. Для этого следует пройти обследование у многих врачей: психологов, логопедов, неврологов. Часто диагностика афазии проходит с помощью серьезного оборудования. Больному могут изучать мозг с помощью МРТ, УЗИ, ангиографии, различных видов сканирования. Диагностика основывается и на прямом устном контакте с больным, чтобы правильно провести анализ его разлада речи.

Афазия у детей диагностируется не так четко, как у взрослых, поскольку у многих еще не развита правильная и связная речь. Часто дети не выговаривают довольно долго многие буквы и звуки по природным причинам развития или специфики физиологии.

При диагностировании четко определяются виды афазии, их степень развития, запущенность, формы афазии. Кроме самой речи, изучается слухоречевая память, зрительная память больного, письменная речь, грамматика, чтение, устная речь.

Афазия у детей может часто «маскировать» под другие заболевания, поэтому так важно вовремя обследовать такого ребенка.

Коррекция речи и лечение

Амнестическая афазия и ее другие, более лёгкие формы требуют специализированного и своевременного вмешательства. Больные афазией требует не только медицинского влияния, но и тщательной работы с логопедом.

Часто дополнительным положительным моментом является работа с неврологом и психологом, которые убирают первопричины болезни. Положительно сказываются на таких больных различные физиотерапии и массажи.

Речевые упражнения при афазии и логопедическая нагрузка также способны вскоре дать хороший результат.

Лечение афазии происходит через несколько недель после получения травмы или инсульта. Полный логопедический курс, направленный на восстановление может продолжаться до 2-3 лет.

Быстрее восстанавливаются более молодые пациенты и те, кто имеет небольшую локализацию нарушения в мозге. Те, кто получил афазию в возрасте 4-7 лет, очень трудно поддаются восстановлению.

При запущенном состоянии, такой ребенок может навсегда потерять желание и возможность полноценно разговаривать.

Утрата речи – это очень серьезное нарушение в социализации и становлении человека как личности. Поэтому любые изменения и нарушения следует своевременно выявлять и восстанавливать с помощью квалифицированных специалистов.

Источник: http://7psihozov.ru/amneziya/afaziya-simptomy-i-prichiny.html

Амнестическая афазия: причины, симптомы, лечение, коррекция

Амнестическая афазия — это патология речевой функции, при которой человек затрудняется вербально выражать свои мысли.

Сложности возникают из-за того, что больной забывает названия предметов, наименования, у него сильно снижается словарный запас. В речи преобладают глаголы. Например, о карандаше говори так : “Это предмет, которым рисуют”.

Вербальные сложности сильно сказываются на качестве общения, социальных функциях. При этом нарушений артикуляции, интеллекта, слуха нет.

Важно не путать афазию с алалией — отсутствием речи в детском возрасте. Амнестическая афазия является приобретенной патологией, которая в 90% случаев встречается у людей зрелого возраста, до болезни, имеющих нормальное речевое развитие.

Общие сведения

У молодых людей амнестическая афазия характеризуется минимальными потерями для коммуникации. Пожилые пациенты страдают от болезни гораздо сильнее.

Но у всех больных с данным расстройством поражена височно-теменно-затылочная часть полушарий головного мозга. При этом у правшей повреждается — левая часть, у левшей — правая.

Следствием нарушения становится снижение объема памяти, угнетение работы данной части коры головного мозга из-за отмирания нейронов.

Афазия: виды, коррекция, причины, симптомы

Классификация

Определение амнестическая афазия включает в себя 2 разновидности речевых расстройств:

Развивается по причине поражения затылочных и височных отделов головного мозга в левом полушарии. У больного не отмечается снижение лексического запаса, человек забывает, как выглядят предметы, а не их название.

  1. Акустикомнестическую афазию

Поражаются извилины средней височной части и зона слухового аппарата. В результате у пациента снижается объем речевой и слуховой памяти.

В большинстве случаев диагноз амнестическая афазия подразумевает наличие набора проблем у пациента, то есть формы болезни сочетаются друг с другом.

Афазия: виды, коррекция, причины, симптомы

Многие специалисты в России при диагностировании подобных нарушений пользуются классификацией А.Р. Лурия, который выделял гораздо больше разновидностей афазии:

  • Пациенты не воспринимают информацию из письменного текста, не могут полноценно читать и писать, делают множество орфографических и пунктуационных ошибок, создают текст из несвязных по смыслу предложений.
  • У больного возникают сложности с говорением, он испытывает трудности с подбором артикуляционной единицы.
  • Люди затрудняются составлять предложения, фразы из 3 и более слов, в речи перескакивают от одной мысли к другой.

У человека расстроен фонематический слух. Он понимает чужую речь плохо даже на родном, хорошо знакомом языке.

Больной воспринимает речь только короткими фразами и предложениями, не способен анализировать сложные семантические конструкции.

Патогенез

К развитию амнестической афазии приводят множество причин. От болезни не застрахован ни один человек любого возраста и социального положения. Основными виновниками речевой патологии выступают:

  1. удары головой;
  2. травмы черепа в результате падений, ДТП;
  3. оперативные вмешательства в структурах головного мозга;
  4. инфекционные заболевания: менингит, энцефалит, абсцесс головного мозга;
  5. инсульт;
  6. тромбоз;
  7. острое отравление организма ядами;
  8. передозировка лекарственными препаратами;
  9. психические заболевания;
  10. злокачественные, доброкачественные опухоли;
  11. болезнь Альцгеймера;
  12. болезнь Пика;
  13. генетическая предрасположенность к афазии;
  14. ишемические болезни головного мозга, сердца;
  15. гипертония;
  16. эпилепсия;
  17. мигрень.
Читайте также:  Арпетол: инструкция по применению и для чего он нужен, цена, отзывы, аналоги

В группу риска возникновения амнестической афазии входят люди пожилого и старого возраста. Возможность развития синдрома повышают вредные привычки: курение и алкоголь. В редких случаях амнестическая афазия наблюдается при поражении почек, печени, когда организм отравляется невыведенными продуктами метаболизма.

Симптомы

Речевая патология протекает ровно, мягко. Резкие ухудшения состояния наблюдаются крайне редко. Симптомы проявляются смазано. При амнестико-семантической афазии у больного наблюдаются следующие характерные признаки болезни:

  • Пациенты разговаривают медленно, делая длительные паузы между словами, фразами, предложениями.
  • Больные жалуются на невозможность логически выстроить высказывание.
  • Слова, фразы повторяются многократно, человек будто цепляется за уже высказанную мысль и таким образом пытается продолжить высказывание.
  • В речи почти отсутствуют существительные. Для наименования предметов используются перечисления их характеристик по внешнему виду, качествам, отличительным свойствам.
  • Артикуляция, слух страдают редко.
  • Речь экспрессивна, насыщена прилагательными и глаголами.
  • Если больному напомнить название предмета, например, произнести первый слог, то он быстро закончит начатое слово. Но может опять забыть наименование при следующем разговоре.
  • Пациентам сложно удерживать внимание на одной теме, концентрировать взгляд на предмете.
  • Сложности в понимании смысла пословиц, многозначных слов.

Симптомы афазии можно спутать с признаками слабоумия, но на самом деле интеллект больных не страдает. Они не теряют социальных, бытовых навыков, мыслят как здоровые люди, но испытывают сложности в вербальном обращении к окружающим, устных ответах на вопросы.

Афазия: виды, коррекция, причины, симптомы

Диагностика

Поставить диагноз “на глаз”, только после осмотра и беседы с больным человеком невозможно. Причиной сбивчивой речи могут быть не только травмы головного мозга, но и стрессы, особенности психики. Врачу необходимы более веские доказательства поражений черепа, сосудов, отделов мозга.

Для выявления амнестического типа афазии следует пройти аппаратные исследования:

  1. Рентген мозга, черепа;
  2. КТ;
  3. УЗИ, сонографию;
  4. Картирование сосудов;
  5. МРТ головного мозга;
  6. Комплекс лабораторных анализов.

Кроме перечисленных методов диагностики, проверить возможности речевых отделов мозга помогают специальные пробы. Больному предлагают пройти такие тесты:

  • По устному описанию вспомнить название предмета.
  • Найти общее между несколькими предметами, сгруппировать их.
  • Счет от 0 до 10 и обратно.
  • Пение песен.
  • Беседа по сюжетным картинкам, ответы на вопросы: что делают герои иллюстрации, во что одеты.
  • Исследование чтения и письма.
  • Выполнение упражнений из набора артикуляционной гимнастики для оценки работы мимики, мышц речевого аппарата.
  • Расшифровка смысла пословиц, поговорок.

По результатам диагностики определяется место локализации повреждения и назначается курс терапии. Выявление типа поражения — задача невролога. Обращаться за помощью желательно на ранних сроках развития болезни, чтобы коррекционные методы лечения были более эффективны.

Афазия: виды, коррекция, причины, симптомы

Лечение

Выбор способа терапии зависит от типа и причины нарушения. При абсцессах мозга, опухолях лечение амнестической афазии проводится оперативным путем и медикаментозно после проведения операции.

Ликвидация инфекционных факторов требует гормональной, антибактериальной терапии.

Афазия вследствие инсульта лечится длительно, необходимо прибегать к помощи массажиста, проходить курсы неврологической, физиологической реабилитации.

Восстановление когнитивных функций — длительный и трудоемкий процесс. С пациентом обязательно работают неврологи, психологи, психотерапевты, логопеды. Полное выздоровление больных афазией наступает редко, но добиться серьезных положительных результатов возможно, хотя на этой может уйти не один год.

Коррекция

Для реабилитации номинативной функции при амнестической афазии используют поэтапную актуализацию слова через подсказки, картинки. В процессе выполнения заданий больной снова заполняет память существительными, расширяет ее объем, тренирует мозговую активность.

Задания при амнестической афазии разрабатываются индивидуально, исходя из симптомов расстройства, которые проявляются у конкретного пациента. Их суть заключается в следующем:

  1. Больного необходимо научить вычленять существенные признаки предметов.

Если говорить о яблоке, то пациент должен вспомнить, где оно растет, каково по форме, цвету, размеру, вкусу.

  1. Следующий этап — связать мысленный образ и воспоминания о предмете с лексической оболочкой слова. Так восстанавливаются связи между практическим опытом работы с предметом и его называнием в экспрессивной речи.
  2. Самым сложным этапом является объяснение многозначности слова. Дойти до этого уровня реабилитации возможно, если словарный запас пациента удалось вернуть до нормальных объемов.
  3. После наращивания словарного запаса нужно переходить к тренировке ситуативной речи.

Упражнения

Приведем пример простых заданий, которые входят в обязательный минимум коррекционной работы с больными амнестической афазией. Их можно выполнять самостоятельно, без помощи логопеда и психолога:

Пациент показывает части своего тела и называет их. Позже можно усложнить упражнение вопросами: зачем нам ноги, руки, голова, какого цвета волосы, глаза?”.

Больному человеку понадобится помощь для называние предметов, изображенных на иллюстрациях. Можно использовать слайды с подписями.

  • Ответы на вопросы, составление текста;

Серию вопросов предлагайте пациенту после беседы на определенную тему или чтения небольшого произведения.

  • Поиск предметов по их описанию или наименованию;

Называйте вещи, расставленные по комнате или нарисованные на картинке. Задача больного найти их, указать и произнести название.

  • Письменное заполнение анкеты;

Вопросы могут касаться любых тем.

Предложите больному взять предмет положить его на верхнюю полку шкафа, открыть определенную страницу книги, прочитать пятое слово сверху. Придумывая инструкции, насыщайте предложения существительными.

  1. Этот метод работы можно использовать в качестве разминки или отдыха между занятиями.
  2. Начните с простого: пословицы, детские стихи, сказки, басни.
  3. Используйте запоминание самостоятельно прочитанного текста и услышанного от помощника.

Добиться успешного лечения амнестико-семантической афазии возможно.

Большинство пациентов достигают хороших результатов, если ежедневно тратят на занятия со специалистом несколько часов, тщательно следуют рекомендациям по соблюдению режима дня, питания, физическим нагрузкам.

Кроме тренировок речевых функций с логопедом врачи назначают курс медикаментов, помогающих улучшить работу головного мозга, сосудов.

Источник: https://orechi.ru/narusheniya-rechi/amnesticheskaya-afaziya

Афазия

Что такое афазия?

Афазия — это состояние, возникающее в результате повреждения областей мозга, ответственных за выработку и понимание языка. Наиболее очевидные признаки афазии — у людей проблемы с речью и письмом. В некоторых случаях людям с афазией также трудно понять устную и письменную речь.

Афазия действительно означает отсутствие языка, и некоторые люди используют термин дисфазия, которая означает ненормальный язык у людей, у которых сохранились некоторые языковые навыки. От термина «дисфазия» все чаще отказываются, поскольку его слишком легко спутать со словом «дисфагия», что означает нарушение глотания.

Общие причины повреждения головного мозга, которые могут вызвать афазию, включают:

  • инсульт, который считается наиболее распространенной причиной, так как около 1 из 3 человек испытывают некоторую степень афазии после инсульта
  • тяжелая травма головы
  • опухоль головного мозга
  • прогрессирующие неврологические состояния (состояния, со временем вызывающие прогрессирующее повреждение головного мозга и нервной системы, такие как болезнь Альцгеймера)

Типы афазии

Три наиболее распространенных типа афазии:

  1. «Афазия Брока», также называемая «выразительная» или «моторная» афазия
  2. Афазия Вернике, также называемая «рецептивной» или «сенсорной» афазией
  3. Глобальная афазия, которая является комбинацией двух.

Они описаны ниже.

Афазия Брока

Афазия Брока — это то, когда человеку трудно говорить, и ему удается собрать только небольшое количество слов в короткие, прерывистые предложения. Тем не менее, обычно можно понять смысл их речи. Например, человек с афазией Брока может сказать: «Хочешь… кофе… нет… молока». В тяжелых случаях люди могут вообще не иметь никаких полезных слов в речи или могут быть немыми.

Афазия Вернике

Афазия Вернике — это когда человек может говорить нормально и использовать длинные, сложные предложения, но реальные слова, которые они используют, не имеют смысла, или они включают бессмысленные слова в свою речь. Они также не могут понять, что им говорят, или следовать простым командам.

Многие люди с афазией Вернике часто не знают, что их разговорный язык не имеет смысла для других, и они могут разозлиться или расстроиться из-за отсутствия понимания, проявляющееся другими.

Глобальная афазия

Глобальная афазия является наиболее тяжелой формой болезни. Кто-то с этим заболеванием испытывает трудности со всеми формами общения, включая речь, чтение, письмо, правильное именование предметов или людей и понимание речи других людей.

Насколько распространена афазия?

Афазия является одним из наиболее распространенных заболеваний мозга.

Большинство людей, страдающих афазией, старше 65 лет. Это происходит потому, что инсульт и распространенные прогрессирующие неврологические состояния, такие как болезнь Альцгеймера или другие виды деменции, имеют тенденцию поражать людей старше 65 лет.

Афазия, вызванная опухолью головного мозга или серьезной травмой головы, может поражать людей всех возрастов, включая детей.

Симптомы и признаки

Афазия: виды, коррекция, причины, симптомы

В случаях, когда афазия была вызвана внезапной травмой головного мозга, такой как инсульт или тяжелый ушиб головы, симптомы обычно развиваются сразу после травмы.

В случаях, когда происходит постепенное повреждение головного мозга в результате состояния, ухудшающегося со временем, такого как деменция или опухоль головного мозга, симптомы могут развиваться постепенно.

  Что делать если дергается глаз, причины и лечение

Симптомы афазии Брока

У больных с афазией Брока обычно наблюдаются следующие признаки и симптомы:

  • медленная и прерывистая речь;
  • они могут изо всех сил пытаться произнести определенные слова, такие как названия объектов, мест или людей;
  • содержание их речи обычно сводится к основным элементам и содержит только некоторые основные существительные и глаголы, например, «хочу выпить» или «иди в город сегодня»;
  • в серьезных случаях у них может не быть пригодного для использования языка.

Человек с афазией Брока может в некоторой степени понимать разговорный язык, но с трудом понимает грамматику. Например, люди могут быть не в состоянии определить разницу в значении между словами «Маша ударила непослушного мальчика» и «Непослушный мальчик ударил Машу».

На способность читать это обычно также влияет. Например, они могут назначать разные значения написанным словам, например, читать «время», когда слово на самом деле «часы». Они также могут потерять способность произносить написанные слова в своей голове.

Читайте также:  Момат: инструкция по применению и для чего он нужен, цена, отзывы, аналоги

Дополнительные симптомы, не связанные напрямую с речью и языком, но могут возникать у людей с афазией Брока, включают:

  • неспособность контролировать лицевые мышцы и одну или обе конечности;
  • слабость конечности по одной стороне тела (почти всегда на правой стороне).

Симптомы афазии Вернике

Человек с афазией Вернике, как правило, имеет следующие признаки и симптомы:

  • Они могут говорить свободно, используя длинные предложения, но их речь содержит недостаток смысла и может содержать неуместные или бессмысленные слова.
  • Люди с афазией Вернике могут не знать о своих языковых проблемах, особенно вскоре после инсульта, и могут расстраиваться из-за того, что другие люди не могут их понять. Тем не менее, они могут понять свои проблемы, если представят доказательства, такие как видео или аудиозапись разговора.
  • Они могут испытывать затруднения в понимании или быть не в состоянии понять разговорный язык.
  • У некоторых людей также есть подобные трудности с чтением письменного языка.
  • На их способность писать влияет то же самое, что и на их способность говорить, поскольку они могут писать свободно, но то, что они пишут, имеет мало смысла или не имеет никакого смысла.

Дополнительные симптомы могут включать:

  • некоторая потеря зрения;
  • трудности с арифметикой, например, сложение, вычитание, умножение или деление чисел — симптом, называемый «Дискалькулия» врачами;
  • трудности с пространственной ориентацией, т. е. способность точно судить о том, где вы находитесь по отношению к другим физическим объектам;
  • потеря контроля конечностей.

Симптомы глобальной афазии

Люди с глобальной афазией обычно имеют большее повреждение головного мозга, поэтому у них часто бывают симптомы как афазии Брока, так и Вернике. Это может вызвать проблемы со всеми аспектами общения, включая:

  • разговором;
  • пониманием речи других людей;
  • названием объектов, людей и мест;
  • повторением чужой речи;
  • чтением и письмом.

Дополнительные симптомы могут включать:

  • паралич правой части тела;
  • некоторая потеря зрения в правом поле зрения обоих глаз;
  • потеря контроля над своими конечностями;
  • проблемы с произнесением определенных звуков и слов, что связано с трудностями контроля над ртом, языком и гортанью.

Причины и факторы риска

Афазия: виды, коррекция, причины, симптомы

Афазия вызвана повреждением частей мозга, которые отвечают за:

  • разговор;
  • понимание других;
  • чтение и письмо.

В совокупности эти части мозга известны как языковой центр мозга.

Языковой центр

Языковой центр — это не единственная область мозга. Это сеть определенных участков мозга, работающих вместе, как компьютерная сеть.

Языковой центр состоит из следующих областей:

  • область Брока, отвечающая за производство речи;
  • область Вернике, отвечающая за понимание устной и письменной речи;
  • сенсорная кора, отвечающая за обработку различных сигналов, получаемых организм, таких как звуки (для языка) и изображения (для чтения);
  • слуховая кора, отвечающая за преобразование реальных физических звуков разговорной речи в значимую информацию;
  • моторная кора, отвечающая за управление различными частями тела, используемыми для генерации речи, такими как мышцы, язык и гортань.

В прошлом считалось, что повреждение определенной части мозга всегда будет приводить к определенному типу афазии, например, повреждение области Брока всегда приводит к афазии Брока. Однако в настоящее время считается, что порядок работы языкового центра является менее простым, чем этот.

Повреждение определенных зон языкового центра не всегда приводит к ожидаемым симптомам. Кроме того, последствия повреждения головного мозга могут значительно варьироваться от человека к человеку, что делает их непредсказуемыми.

Повреждение многих участков мозга обычно приводит к более серьезным типам афазии, такой как глобальная афазия.

Повреждение мозга

Причины, способные повредить головной мозг, включают:

  • инсульт: во время инсульта мозг лишается крови и кислорода, что приводит к гибели мозговой ткани;
  • тяжелая травма головы: например, травма, полученная в результате дорожно-транспортного происшествия или серьезного падения с высоты;
  • опухоль головного мозга: когда возникает аномальный рост клеток внутри мозга;
  • состояния здоровья, вызывающее прогрессирующее повреждение головного мозга, такие как болезнь Альцгеймера, другие формы деменции или более редкие состояния, такие как прогрессирующий надъядерный паралич или кортикобазальная дегенерация (два состояния, связанных как с физическими, так и с умственными нарушениями в результате повреждения головного мозга);
  • инфекции, влияющие на мозг, такие как менингит (инфекция внешнего слоя мозга) и энцефалит (инфекция самого мозга), хотя это гораздо более редкая причина афазии.

Диагностика

Афазию обычно диагностируют у логопеда. Существует несколько тестов, используемых для оценки всех аспектов коммуникативных навыков человека.

Эти типы тестов включают простые упражнения, такие как попросить человека назвать как можно больше слов, начиная с буквы А, или попросить назвать предметы в комнате. Затем результаты могут быть использованы для составления детальной картины языковых возможностей человека.

Далее могут быть использованы методы визуальной диагностики для оценки степени любого повреждения головного мозга. Два наиболее широко используемых типа исследовании для диагностики афазии:

  • компьютерная томография (КТ), где серия рентгеновских снимков используется для создания детального, трехмерного изображения мозга;
  • магнитно-резонансная томография (МРТ), при которой сильные флуктуирующие магнитные поля используются для получения детального изображения внутренней части мозга.

Лечение

Афазия: виды, коррекция, причины, симптомы

Большинство случаев афазии можно улучшить с помощью лечения, даже в тяжелых случаях глобальной формы болезни. Однако полный возврат к уровням коммуникации до афазии не всегда возможен.

При лечении афазии также, как и при любой другой неврологической болезни главенствующую роль играет возможность применения патогенетически обоснованной терапии. Только после полноценно проведённого диагностического обследования можно таргетно назначать терапию.

Первым делом в независимости от формы болезни проводится устранение жизнеугрожающих фактором. Проводятся мероприятия по интенсивной терапии, пациент стабилизируется и только после этого начинается этап лечения афазии и последующая реабилитация.

  Рассеянный склероз: причины и симптомы

В лечении афазии важно, как можно более быстро активизировать метаболический дисбаланс, возникший в головном мозге. Для этого применяются следующие группы препаратов:

  • Церебропротекторы и ноотропы: Пирацетам, Ноотропил, Церебролизин.
  • Сосудистые препараты: Октавегин, Винпоцетин и аналоги.
  • Витамины группы В, природные антиоксиданты и нейропротекторы.
  • Противосвёртывающие или коагулянты в зависимости от формы сосудистого поражения.

Немало важный пункт – проведение физиотерапевтических процедур. Применяется лечебный электрофорез, магнитотерапия, иглорефлексотерапия, лечебный массаж и физкультура. Все эти способы позволяют повысить эффективность основной терапии и ускоряют процессы восстановления.

Осложнения

— Депрессия.

Поскольку потеря способности общаться может быть разрушительным опытом, депрессия является распространенным осложнением афазии. Кроме того, многие состояния, связанные с заболеванием, такие как инсульт или болезнь Альцгеймера, могут изменить химический состав мозга человека, делая человека более уязвимым депрессии.

— Катастрофическая стрессовая реакция.

Многие люди с афазией испытывают повторяющиеся эпизоды того, что называется катастрофической стрессовой реакцией. Это когда человек внезапно испытывает всепоглощающее чувство разочарования, гнева, депрессии или общих чувств из-за того, что не могут справиться со своей непосредственной ситуацией.

Признаки катастрофической реакции включают:

  • тревожность;
  • агрессия;
  • плачет или неудержимых смех;
  • крики;
  • упрямство.

Катастрофическая реакция часто запускается, когда человек с афазией остро осознает свои трудности в общении. Поэтому это может произойти в начале курса речевой и языковой терапии.

Если кто-то из близких испытывает катастрофическую реакцию, вы должны сохранять спокойствие, насколько это возможно, и пытаться убедить его, что эти чувства пройдут и что все будет хорошо.

Профилактика

Не существует гарантированного метода предотвращения афазии. Тем не менее, есть некоторые общие рекомендации по образу жизни, которые могут снизить риск развития состояний, связанных с афазией, таких как болезнь Альцгеймера (или другой формы деменции) или инсульт.

Например, вы должны:

  • бросить курить (если курите);
  • избегать употребления большого количества алкоголя;
  • соблюдать здоровую сбалансированную диету, включающую не менее пяти порций фруктов и овощей каждый день;
  • использовать комбинацию упражнений и диет с контролем калорий для достижения здорового веса, что особенно важно, если у вас избыточный вес или ожирение;
  • заниматься спортом по крайней мере 30 минут каждый день, потому что это улучшит физическое и психическое здоровье;
  • оставаться умственно активными, например, читать, писать.

Прогноз

Прогноз людей с афазией зависят от причины заболевания, степени первичной травмы головного мозга и тяжести симптомов. В зависимости от этих факторов, прогноз может варьироваться от хорошего до очень плохого.

Тем не менее, большинство людей с афазией будет хотя бы в некоторой степени выздоравливать, и многие выздоровеют полностью. Даже если афазия сохраняется, это не обязательно означает, что человек не может жить независимой и осмысленной жизнью.

Перспективы для людей с афазией, связанной с прогрессирующими неврологическими состояниями, плохие, потому что в настоящее время не существует эффективного метода восстановления или предотвращения продолжающегося повреждения головного мозга, связанного с этими типами состояний.

Интересное

    Афазия: виды, коррекция, причины, симптомы

Источник: https://tvojajbolit.ru/nevrologiya/afaziya/

Афазия: что это такое? Виды и формы афатических расстройств

Речь является одной из осознанных высших психических функций, присущих исключительно человеку. Ее становление связано с длительным культурно-историческим наследием.

Формирование основ речи проходит ряд последовательных этапов с последующим преобразованием в целую систему средств общения, а также связанных с ней других психических процессов, включая и мышление.

Утрата способности говорить, выражать словами мысли и понимать обращенные речевые звуки существенно снижает качество жизни больного и его социализацию. Такое расстройство уже сформированной речи носит название афазия (aphasia).

Афазия – это системное расстройство речи, возникающее при органических поражениях мозга и охватывающее различные уровни системы речи. Подобные дефекты преобразуют другие психические процессы и приводят к распаду всей психической деятельности человека.

История вопроса

Проблема афатических нарушений до настоящего времени является объектом споров неврологов, психологов и лингвистов. Еще в XIX веке выдающиеся ученые установили анатомические зоны, при поражении которых формировались различные афазии. Так, в 1861 году Полем Брока открыта моторная форма патологии речи. Спустя 13 лет Карл Вернике впервые описал сенсорный вариант расстройств фазиса.

В начале ХХ века сформировались понятия о семантической и динамической формах афазий. Семантическую афазию в 1926 году описал английский невролог Генри Хед, термин «динамическая афазия» введен чуть позже немецким психиатром Карлом Клейстом.

Читайте также:  Визарсин: отзывы, цена, инструкция по применению и для чего он нужен, аналоги

Учение об афатических расстройствах (афазиология) имеет достаточно длительную историю. Оно связано с двумя противоположными научными направлениями – теорией отрицания локализованности функций фазиса (речи) в коре и теорией «эквипотенциальности» (равнозначности) корковых полей.

До настоящего времени нет точного подтверждения, как и опровержения ни одной из этих концепций. Эквипотенциальность коры противопоставляется огромному фактическому материалу, который был накоплен анатомами, физиологами и клиницистами, однако на практике существуют четкие зависимости определенных речевых расстройств и локализации патологического очага.

С другой стороны, не стоит умалять важность подкорковых структур в формировании фазиса.

В целом становление учения об афатических расстройствах, приходящееся на XIX – начало XX веков, характеризуется описательным подходом. Позже в неврологии и психологии назрела необходимость в аналитическом изучении проблемы.

Этот этап учения о речевых нарушениях с именем выдающегося отечественного ученого Александра Романовича Лурия. На основе его трудов удалось сформулировать концепцию динамической локализации высших психических функций.

Данные представления о механизмах формирования фазиса остаются главенствующими по сей день.

Локализация центров речи

В осуществлении речевой активности ведущую роль играют не ограниченные зоны, а функциональные системы, покрывающие обширные области коры. Однако различные корковые отделы все же не равнозначны для формирования речевых функций.

Повреждение отдельных зон способно вызвать определенные афатические синдромы. Общепринятым считается, что центры речи заложены в доминантном полушарии. Доминантность определяется деятельностью ведущей руки, однако точная оценка охватывает и другие моменты.

Доминирующим является левое полушарие для правшей и правое – для левшей. Другими словами, афазия у левшей чаще всего диагностируется при разрушении фазисных центров правого полушария, а у правшей – левого.

В последнее время появились труды, посвященные изучению афазий у лиц с повреждением субдоминантного полушария.

В задних отделах верхней височной извилины расположен аналитико-синтетический центр звуковой активности и наложения ее отдельных аспектов на имеющиеся гностические понятия. По автору его называют центр Вернике. За счет него человек понимает обращенную (импрессивную) речь.

В нижней лобной извилине (ее задних отделах) располагается центр Брока. Благодаря нему обеспечивается непосредственное воспроизведение речи (ее моторная функция).

В нижнезадних отделах теменно-височной области расположен центр памятной (мнестической) речи. За счет него мы можем назвать знакомые нам предметы, людей, животных.

Способность понимать значения сложносочиненных грамматических предложений и словосочетаний локализована в зоне семантической речи. Она располагается на месте перекрытия ассоциативных волокон теменной, затылочной и височной долей.

Также к функциям фазиса относят чтение и письмо. Центр письменной (графической) речи локализован в заднем отделе средней лобной извилины. Чтение (лексия) страдает при нахождении очагового поражения в теменной доле, в ее угловой извилине.

При раздражении этих центров у больного проявляются речевые или афатические приступы (припадки).

Этиология

Расстройства речи могут встречаться при различных церебральных патологиях. В качестве основных причин выступают:

  • Острые цереброваскулярные заболевания;
  • Травмы головы;
  • Нейроинфекции;
  • Токсическое влияние на ЦНС;
  • Нейродегенеративные болезни;
  • Церебральные новообразования.

Чаще всего наблюдается афазия после инсульта в системе arteria cerebri media доминантного полушария.

Этиология церебральных поражений определяет различия в клинической картине фазисных расстройств. Примером могут служить существенные отличия проявлений афазии при инфаркте мозга и геморрагическом инсульте.

Афазии преимущественно отмечаются у взрослых. Диагноз «афазия» у детей правомочен, если уже была сформирована речевая деятельность.

При задержке развития речевых центров диагностируется дислалия, полное отсутствие речи у ребенка в возрасте, когда она должна была сформироваться, называется алалией. Наиболее распространенной причиной алалии и дислалий служит перинатальная патология нервной системы.

Чаще всего патология устной речи сопровождается расстройствами чтения (алексией), письма (аграфией) и счетных операций (акалькулией).

Классификация

Сложность функциональной системы речи определяет наличие нескольких классификаций афазий. Выделяют неврологическую классификацию, сформулированную Вернике и Лихтгаймом, лингвистическую Хеда и нейропсихологическую Лурия.

Согласно неврологической градации афазии могут быть моторными и сенсорными. Каждый из этих видов расстройств разделяется на следующие варианты:

  • Транскортикальный тип афазий. Ее формирование обусловлено перерывом связей между центром моторной или сенсорной речи и предполагаемой областью восприятия;
  • Корковый вариант. Диагноз устанавливается, если произошло непосредственное повреждение центра Брока (афазия Брока) или центра Вернике (афазия Вернике);
  • Субкортикальный тип афазий. Моторная форма развивается при разрушении связей между центром экспрессивной речи и церебральными структурами, обеспечивающими артикуляционную активность. Сенсорное расстройство речи субкортикального типа возможно при разрыве связей между областью импрессивной речи в извилине Гешля и областями, воспринимающими звуковую информацию;
  • Проводниковая афазия диагностируется при деструкции связей между центрами Брока и Вернике. Поэтому она затрагивает как сенсорный, так и моторный компоненты фазиса.

Грубая патология коры и субкортикальных структур способна привести к полной утрате способности воспроизводить и понимать звуковые символы. При этом возникает тотальная афазия. Чаще при патологических процессах меньшей степени выраженности формируется частичная афазия.

С лингвистической точки зрения патология речи определяет расстройства языковой системы в целом. Согласно классификации Хеда афазии могут быть:

  • Вербального типа. Характеристикой патологии является нарушенное словообразование, имеются дефекты произношения, ограничен лексический запас;
  • Номинального типа. Номинальная афазия делает невозможным восприятие (импрессия) речи и использование слов;
  • Синтаксического типа. Ее особенностью выступает потеря связанности предложений и появление телеграфного стиля;
  • Семантического типа. Искаженное восприятие смысла высказываний сложной грамматической конструкции.

Последней была создана нейропсихологическая классификация афазий. В ее основу легли понятия о деятельности системы речи, как о едином сложном функциональном механизме множества афферентных и эфферентных составляющих. Согласно этому выделяются следующие варианты афазий:

  • Моторная (афферентная и эфферентная);
  • Сенсорная;
  • Динамическая;
  • Семантическая;
  • Акустико-мнестическая (она же амнестическая афазия).

Чаще всего в клинической практике используют термин «корковая афазия Брока», или «сенсомоторный тип афазии». Однако изолированные формы афазии встречаются достаточно редко.

Основные виды афазий

Отдельные виды афазии определены расположением очаговой патологии в мозге, отчасти патогенезом, и, основной утраченной функцией.     

  • Моторное эфферентное афатическое расстройство формируется при поражении задних отделов нижней лобной извилины доминантного полушария. Происходит нарушение фразообразования. Симптомы патологии сводятся к непреодолимой инертности воспроизводимой речи (типичная характеристика). Нарушается своевременность переключения артикулем. Выраженно страдает конструирование речи, которая приобретает дезорганизованный характер. Свойственны персеверации – непроизвольное, но стойкое повторение определенного звука или слова. Патология сочетается с расстройством графической речи и алексией.
  • Моторное афферентное афатическое расстройство наблюдается при поражении нижних отделов теменной доли, включая постцентральную извилину. Формируется артикуляторное нарушение фазиса, особенностью которого является патология кинестетического восприятия импульсного потока. Обнаруживается патология артикуляции звуков, пациенту трудно найти необходимую артикуляторную позицию. Для афферентной формы характерны фазисные стереотипии (повторения речевых элементов), расстройства импрессивной речи, аграфия и алексия.
  • Сенсорная афазия. По-другому, ее называют акустико-гностической или импрессивной. Возникает при повреждении задних отделов извилины Гешля. Типично нарушение восприятия фазиса, то есть выпадает понимание импрессивной речи. Возникает непродуктивное многословие – дезорганизованный поток слов. Акустико-гностическая сенсорная афазия проявляется переставлениями слогов в слове или их заменой на схожие, повторениями услышанных фраз за собеседником, искажением всей звуковой структуры элементов предложения.
  • Динамическая афазия является следствием патологии задних лобных отделов. Снижается инициатива фазиса – активный, автономный, произвольный и результативный процесс говорения. Проблемы планирования речи зависят от степени повреждения корковой зоны. Может сочетаться с изменением эмоциональной сферы: эйфорией, насильственным смехом, отсутствием критики к собственному состоянию. Отмечается ограничение словарного запаса. Свойственен феномен «эхолалий» — непроизвольное, механическое повторение речи других, чаще всего последней услышанной фразы или слова. Динамическая форма проявляется в виде специфических аграмматизмов, выражающихся в пропуске определенных частей речи, употреблении речевых шаблонов и слов-паразитов.
  • Семантическая афазия является следствием повреждения теменно-затылочно-височных областей. Нарушается понимание сложных грамматических конструкций, степени логических связей между словами, пространственных предлогов. У больных возникают проблемы восприятия сложносочиненных предложений. Отличительной чертой такой формы афазии является отсутствие грубого страдания собственно фазиса, но разговор строится из простых речевых оборотов.
  • Акустико-мнестическая афазия формируется при повреждении среднезадних отделов височной области. Типичной характеристикой при этом является патология акустикофазисной памяти и уменьшение количества ее восприятия. Амнестическая афазия обедняет визуальные представления об увиденном. Проявляются сложности при назывании предметов и людей, при описании сюжета картин.

Чаще всего в клинической практике наблюдаются сочетанные формы афазии.

Лечение

Афатические нарушения являются синдромом поражения головного мозга, поэтому в первую очередь лечить начинают основное заболевание, ставшее причиной расстройств фазиса.

Используется комплексная терапия, включающая медикаменты, физиотерапию, нейропсихологическую и логопедическую коррекцию.

Для лучшего восстановления связей между основными речевыми центрами применяют следующие классы лекарственных средств:

  • антиоксиданты,
  • нейропротекторы,
  • вазоактивные средства;
  • метаболиты;
  • ноотропы.

Непосредственная коррекция афазий сводится к нейропедагогическому обучению.

Ранние коррекционно-педагогические занятия с лицами, имеющими афатические нарушения, способны стойко восстанавливать утраченные речевые функции.

Нейропсихологическое восстановление речи при афазиях требует общего расторможивания фазиса, нивелирования персевераций и эхолалий, коррекции психической активности, мышления больного и его вербальной активности в целом. План нейропедагогической коррекции разрабатывается на основании классификации афазий и степени выраженности патологии. Используются специальные методики, примерами которых могут служить:

  • приемы сопряженного и отраженного повторения,
  • ритмико-мелодические упражнения,
  • окончание фразы;
  • семантический подбор слов;
  • вербализация собственных действий;
  • рисование, чтение, письмо, счет.

Афатические расстройства – одна из глобальных проблем неврологии, психологии и физиологии. Несмотря на то, что проблемы патогенеза, клиники и лечения афазий подвержены активному изучению, до сих пор они остаются достаточно спорными и неоднозначными.

Афазии способны затрагивать различные уровни организации речи, тем самым существенно снижая коммуникативную активность, как взрослых, так и детей. Дезорганизуется вся психическая деятельность, в том числе и мышление, снижается трудоспособность и социальная адаптация индивида.

Особенно остро это проявляется при тотальной афазии.

Совершенствование комплексной диагностики афатических нарушений и их причин, а также грамотный анализ клинико-нейропсихологических особенностей патологии способны значительно улучшить результаты лечения пациентов с имеющимся речевым дефектом.

Шоломова Елена Ильинична, невролог

  • Оцените эту статью:

Источник: https://mozgius.ru/bolezni/nevrologiya/afaziya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector