Дислексия: коррекция заболевания и его причины, симптомы и виды патологии

Главные проявления нарушения — это устойчивые, специфические и повторяющиеся ошибки при чтении, которые проявляются в перемешивании и замене звуков, произношении слов по буквам, изменение структуры слова относительно слогов, аграмматизмах, нарушении понимания смысла прочитанной информации.

Выявление этой патологии производится путём анализа сформированности устной речи, а также навыков письма и чтения. Для устранения данного дефекта требуется усовершенствование и правильное формирование таких сторон устной речи, как: звукопроизношение, фонематические процессы, грамматического строя, связной речи и неречевых процессов.Дислексия: коррекция, причины, симптомы, виды

Иными словами, дислексия — это неспособность адекватно и оперативно распознавать слова, т. е. реализовывать декодирование и овладевать навыками обучения.

Такие процессы имеют неврологический характер и зависят от неполноценности фонологических компонентов языка. У ребёнка, страдающего дислексией, присутствуют нарушения в системе обработки мозгом получаемых графических знаков.

Дислексия: коррекция, причины, симптомы, виды

Дислексия вопреки ошибочному мнению, вовсе не сопутствует умственной отсталости и никак не связана с нарушением зрения или слуха.

Патология может быть вызвана вследствие различных причин, среди которых:

  1. Нейробиологические причины — недоразвитие или нарушение функций конкретных зон коры головного мозга. Например, у дислексика функциональность задней части средней височной извилины гораздо менее активна, а плотность мозговой ткани в этой области, понижена.
  2. Наследственная предрасположенность — мутация определённого гена шестой хромосомы, которая оказывает влияние на развитие нейронов в определённых зонах мозга.
  3. Дефицит навыков прослушивания прочитанного и самостоятельного чтения в дошкольном периоде и в раннем школьном возрасте. Это может быть чревато недостаточным развитием связей между нервными клетками в речевом центре головного мозга.
  4. Травмы головного мозга.
  5. Родовые патологии — неправильное развитие пуповины, преждевременная отслоение плаценты, длительные роды, асфиксия плода.
  6. Токсическое поражение ЦНС зародыша в случае алкогольной или медикаментозной интоксикации.
  7. Инфекционное поражение мозга плода в случае болезни матери во время беременности такими заболеваниями, как краснуха, корь, оспа, герпес, грипп.

Дислексия: коррекция, причины, симптомы, виды

Разновидности отклонения

Существуют такие виды дислексии:

  1. Фонематическая. Такая форма патологии встречается наиболее часто среди деток младшего школьного возраста. Характеризуется недоразвитостью функций фонематической системы. Фонемы различаются между собой по смыслоразличительным особенностям — мягкость-твёрдость, глухость-звонкость. При перемене в слове одной фонемы, изменяется весь смысл. В данном случае у ребёнка на слуху путаются отличные по одному смыслоразличительному признаку звуки — ж-ш, с-ш, с-ц. Также наблюдается чтение по буквам и искажение звукослоговой структуры, т. е. слоги и звуки меняются местами, буквы пропускаются.
  2. Семантическая. Имеет ещё одно название — механическое чтение, т. е. возникает непонимание смысла прочитанного, хотя технически чтение выполняется правильно. Это происходит вследствие звукослогового синтеза и нечёткости в представлениях о синтаксических связях, содержащихся в предложении, т. е. грубо говоря, слова воспринимаются по отдельности и совершенно бессвязно.
  3. Аграмматическая. Наиболее часто встречается в случае системного речевого недоразвития. При этом отмечается изменение в Дислексия: коррекция, причины, симптомы, видыокончаниях, неумение склонять по падежам, числам, родам, неправильное соотношение существительного с прилагательным, изменение в окончании глаголов, которые относятся к третьему лицу в прошедшем времени.
  4. Оптическая. Вызывает сложности в восприятии визуально схожих букв и их перемешивание. Например, такие буквы могут быть различны только лишь в одном элементе: М-Л, В-З. Или же они могут содержать похожие элементы, но с разным его расположением: П-Н-И, Р-Ь, Т-Г.
  5. Мнестическая. Проявляется в сложностях с пониманием символов. Ребёнок не может понять взаимосвязь той или иной буквы с каким-то определённым звуком.

Проявления нарушения

Дислексия характеризуется следующими симптомами:

  • задержка в развитии, которая проявляется в письменных и речевых навыках;
  • сложности при запоминании орфографии;
  • дезориентация в пространстве и времени;
  • низкий уровень восприятия информации;
  • сложности в усвоении слов;
  • отсутствие понимания смысла прочитанного;
  • медленное чтение по слогам или по буквам;
  • неуклюжесть;
  • появление гиперактивности на фоне дефицита внимания.

Также интересен тот факт, что симптомы дислексии по своей природе можно назвать симптомами некой дезориентации. Критерием ориентации является точное восприятие окружающей обстановки, в данном случае — текста.

Исходя из того, что такой ребёнок лишён способности образно представить печатные слова и символы, в его восприятии образуются пробелы и как итог — непринятие окружающей реальности в правильном виде.

Среди специфических признаков можно отметить следующие:

  • высокий уровень интеллекта при достаточно плохих навыках чтения;
  • дублирование ошибок при письме и во время чтения — пропускание, замена символов, слов;
  • низкая скорость при выполнении какого-либо задания по сравнению со сверстниками;
  • сложности при письме;
  • маленький объём памяти и кратковременность слуховой памяти;
  • невозможность воспроизведения ряда из нескольких слов, нарушение их порядка, пропускание;
  • сложности в определении низа и верха, права и лева.

Дислексия: коррекция, причины, симптомы, виды

  • Практически всегда дислексии сопутствует такое нарушение как дисграфия — устойчивое нарушение письма, которое не связано с безграмотностью и возникает из-за недоразвития или частичного поражения функций мозга, которые участвуют в сложном процессе письма.
  • Такая патология устраняется при помощи специальных логопедических занятий.
  • Дисграфия как и дислексия диагностируются у младших и старших школьников с совершенно полноценным интеллектуальным развитием, нормальной речью, здоровым слухом и зрением. Однако очень часто у детей, у которых обнаруживается эти нарушения, наблюдаются такие проблемы:
  • дезориентация в пространстве и времени;
  • некоторая неуклюжесть в движениях;
  • нарушение координации;
  • снижение работоспособности;
  • нарушение памяти;
  • плохое кровообращение в сосудах мозга.

Обследование маленьких пациентов

При подозрении на дислексию проводится обследование, включающее в себя ряд мероприятий:

  • сбор анамнеза жизни, а также изучение его успеваемости по школьной программе;Дислексия: коррекция, причины, симптомы, виды
  • изучение индивидуальных особенностей речи, строения и развития артикуляционного аппарата, речевой и ручной моторики;
  • проведение тестов на оценку уровня владения навыками чтения;
  • анализ звукопроизношения и фонематического развития;
  • процедуры магнитно-резонансной томографии и позитронно-эмиссионной томографии для определения функциональной активности в левой височной доле мозга, при дислексии будет диагностироваться её снижение;
  • кроме логопедической консультации, необходим также осмотр у невролога, офтальмолога, психолога.

Методы коррекции

Методы, направленные на устранение нарушения подразумевают под собой работу над нарушенными сторонами устной речи и неречевыми процессами.

Применяемые методы коррекции дислексии зависит от ее разновидности:

  1. В случае фонематической коррекционная работа будет направлена на устранение недостатка произношения звуков, развитие полноценных фонематических процессов, формирование представлений о звуко-буквенном и слоговом составе слова.
  2. При семантической развивают слоговой синтез, работают над обогащением словарного запаса и усвоением грамматических языковых правил.
  3. При аграмматической дислексии формируют грамматические системы словесного образования и изменения.
  4. Мнестические нарушения предполагают развитие слухоречевой и речезрительной памяти.
  5. В случае оптической дислексии формируются зрительно-пространственные представления, зрительный анализ и синтез.

В последнее время огромную популярность приобретает методика Рональда Дэйвиса, в основе которой лежит придание печатным словам и буквам мысленного образного выражения, что помогает устранить дефицит восприятия.

Дислексия: коррекция, причины, симптомы, виды

Важно помнить о том, чем раньше будет выявлено нарушение, тем результативнее и быстрее будет проходить коррекция, логопед в данном случае подбирает индивидуальные упражнения, с помощью которых ребёнок учится соотносить проговариваемые звуки с буквами. Очень эффективно при этом использовать наглядные материалы. Упражнения должны выполняться регулярно и под строгим контролем родителей.

Коррекция дислексии и дисграфии у школьников младших и старших классов: советы, методики, упражнения-

Прогноз и осложнения

Дислексия: коррекция, причины, симптомы, виды

Скорость достижения желаемых результатов будет зависеть от индивидуальных особенностей конкретного ребёнка.

Однако если проблема будет выявлена несвоевременно, это чревато очень неприятными последствиями:

  • отмечается очень слабая успеваемость на фоне других детей;
  • ребёнок испытывает постоянный психологический дискомфорт, становится отчуждённым и закрытым;
  • происходит снижение самооценки.

Родителям на заметку

Предупредить возникновение дислексии можно при условии внимательного и терпеливого отношения к ребёнку со стороны взрослых. В данном случае требуется:

  1. Вырабатывать у ребенка привычку усваивать прочитанное на слух с самого раннего детства. Здесь подразумевается регулярное чтение малышу детских книжек.
  2. Начинать обучение чтению еще до поступления в школу. Для этого хорошо подходят различные наглядные материалы.
  3. Использовать развивающие игры, которые способствуют развитию познавательной сферы — внимания, мышления, памяти, воображения.
  4. Своевременно обнаружить патологию у ребёнка и безотлагательно посетить логопеда. Первые симптомы могут появиться ранее пяти лет.

Источник: http://NeuroDoc.ru/bolezni/narusheniya-rechi/disleksiya.html

Симптомы, причины и лечение дислексии

Дислексия: коррекция, причины, симптомы, виды

Обучение детей отнимает немало времени и сил. Однако существуют проблемы, при которых помочь ребенку освоить основные жизненные навыки становится необычайно сложно. Что такое дислексия? Какова симптоматика заболевания? Каковы причины возникновения дислексии? Какие признаки заболевания проявляются в первую очередь? Как проводится лечение дислексии у взрослых?

Общая информация о заболевании

Коротко говоря, дислексия – это нарушение возможности понимать написанный текст и свободно его читать. При этом дислексик обладает другими способностями к обучению и нормальным уровнем интеллекта для проживания в обществе.

Эта болезнь в процессе длительных исследований не была причислена ни к заболеваниям психологической природы, ни к физиологическим расстройствам.

Общие симптомы заболевания

Симптомы дислексии у взрослых несколько отличаются от тех, что проявляются в раннем детском возрасте. Полностью вылечить данную болезнь, к сожалению, невозможно. Однако с помощью хороших специалистов-логопедов можно достичь заметных улучшений.

Читайте также:  Прививки от бешенства человеку: сколько раз делается, реакция на нее, последствия после прививки

Симптоматика у детей

Признаки дислексии, которые развиваются еще у детей в начале этапа освоения грамоты и письма, описаны в таблице ниже:

  • малыш пытается читать книгу одним глазом или необычно поворачивает голову;
  • ребенок подносит книгу слишком близко к глазам;
  • после попыток немного почитать, приходит быстрая усталость;
  • ребенку трудно удается понимать суть написанного текста;
  • сложно обучить писать, не допуская ошибок;
  • трудно происходит запоминание новых слов, в особенности, длинных;
  • при чтении происходит спутывание близких по звучанию букв;
  • умственная работа, связанная с чтением и письмом, вызывает головную боль;
  • заметна гиперактивность наряду с нарушением координации движений.

Дислексия: коррекция, причины, симптомы, виды

Некоторые симптомы являются признаками не только дислексии. Что-то подобное может проявляться у школьников при заболеваниях сосудов, например, при вегето-сосудистой дистонии. Иногда проблемы вызывает нарушение зрения. Чтобы точно установить диагноз, необходимо проконсультироваться с врачом при появлении каких-то из этих симптомов.

Симптоматика у взрослых

Даже значительные изменения, которые возможны благодаря грамотному лечению, не помогают полностью избавиться от заболевания. Среди взрослых людей появляются такие симптомы:

  • нарушения чтения;
  • сложность в восприятии новых терминов;
  • дезориентация в пространстве;
  • неспособность быстро схватывать прочитанную информацию;
  • плохая организованность;
  • непунктуальность;
  • нарушения координации;
  • невнимательность;
  • плохая память;
  • постоянное повторение одних и тех же ошибок на письме;
  • трудности при концентрировании.

Дислексия у детей и взрослых приводит к совершенно иному восприятию действительности. За печатным текстом обычно стоят образы, а в умах дислектиков порой рисуются совершенно иные картины.

Важно понимать, что дислексия – не психическое заболевание. По мнению исследователей, в скором будущем данную проблему отнесут в разряд наследственных патологий.

Хотя точно механизмы развития не установлены, замечено, что болезнь имеет предрасположенность передаваться генетически. Патология наследуется более чем в половине всех случаев заболевания. При дислексии нарушен ген, отвечающий за зоны головного мозга, обеспечивающие способности читать и понимать информацию.

Дислексия: коррекция, причины, симптомы, виды

Реже неспособность к чтению появляется уже в процессе жизни. Это происходит из-за полученных травм головного мозга. В большинстве случаев приобретенные нарушения затрагивают не только способности читать, но и говорить внятно.

Классификация

Классификация заболевания содержит 6 видов дислексии:

  • аграмматическую;
  • семантическую;
  • оптическую;
  • мнестическую;
  • тактильную;
  • фонематическую.

Дислексия: коррекция, причины, симптомы, виды

Каждая форма имеет свои отличительные особенности.

Аграмматическая форма

Аграмматическая дислексия характеризуется такими симптомами:

  • неспособность правильно строить предложения;
  • сложно согласовывать прилагательные и существительные;
  • есть склонность неправильно использовать местоимения и времена глаголов.

Семантическая дислексия

Семантическая дислексия проявляется как неспособность логически объединять слова в предложения. Это связано с отсутствием ясного понимания значения семантических структур и с трудностями синтеза звуков и слогов.

Оптическая форма болезни

При оптической дислексии наблюдаются проблемы с использованием пар букв М-Л, Г-Т и Р-Ь. то есть буквы, которые имеют визуально общие признаки, спутываются в сознании у дислексика.

Мнестическая форма заболевания

О мнестической дислексии говорят, если у человека есть проблемы с использованием всех букв. То есть, в уме ребенка нет связи между конкретной буквой и конкретным звуком.

Тактильная форма патологии

Тактильная дислексия развивается только у слепых людей или у тех, кто имеет значительные нарушения зрения. При этом данный тип патологии появляется при врожденных проблемах со зрением.

Особенности фонематической формы

Фонематическая дислексия диагностируется у детей школьного возраста и продолжается несколько лет до момента, пока ребенок не привыкает правильно читать.

Диагностика и лечение

Диагностика заболевания обычно проводится в начальных классах школы. Тест на дислексию включает проверку не только детей, но и родителей, так как проблема передается по наследству.

Дислексия: коррекция, причины, симптомы, виды

Упражнения для дислексиков проводятся в форме игры, чтоб ребенок мог расслабиться и чувствовал себя непринужденно.

Лечить дислексию можно лишь правильно откорректировав методику обучения. Важно сделать этот процесс интересным и вовлечь ребенка. Коррекция дислексии должна проводиться с пониманием, что эта проблема – не признак отсталости в развитии, а лишь наличие необычного восприятия.

Своевременная помощь ребенку с нарушением чтения и письма позволит ему выйти на тот уровень, когда патология не будет оказывать влияния на его способность общаться с людьми и свободно жить в коллективе.

Источник: https://facey.ru/zdorove/lechenie/disleksia.html

Дислексия

То есть, он может в идеале знать математику, физику или химию, но иметь проблемы с чтением. Дислексики имеют несколько отличное мышление, представляя образы. И если человек не знает образа читаемого слова, то он не может воспринять целостную картину всего предложения. Причина развития такого неврологического расстройства заключается в нарушении процесса обработки мозгом получаемых графических символов. Факторы, провоцирующие это явление, могут быть различными. Дислексия не является признаком умственного отклонения и поддается лечению. Необходимо лишь вовремя обнаружить проблему и приступить к ее лечению.

Причины дислексии

Главной причиной развития дислексии считается мозговая дисфункция, которая может возникнуть вследствие перинатального повреждения головного мозга. Повреждение может быть следующего типа:

  • гипоксическим: врожденные пороки сердца, наличие у матери анемии или порока сердца, неправильная имплантация плодного яйца, а также проблемные роды, преждевременная отслойка плаценты;
  • токсическим: гемолитическая болезнь плода, интоксикация алкоголем или медикаментами, ядерная желтуха;
  • инфекционным: перенесенные женщиной во время беременности краснуха, корь, грипп и некоторые другие заболевания;
  • механическим: внутричерепные кровотечения, узкий таз матери, затяжной родовой процесс.

В послеродовом периоде спровоцировать появление оптической или другой формы дислексии могут следующие факторы:

  • черепно-мозговая травма;
  • детские инфекции;
  • заболевания, истощающие организм;
  • нейроинфекции.
  • умственная отсталость;
  • ДЦП;
  • ЗПР;
  • апалия;
  • серьезные нарушения речи.

Иногда дислексия способно проявиться по причине нервно-психической незрелости, проблем со зрением или слухом, особенностей типа мышления или даже в результате недостаточного развития навыков в дошкольном возрасте, что приводит к сбою в формировании центра речи головного мозга. Асоциальный образ жизни также является предрасполагающим фактором.

Симптомы дислексии

  • дезорганизация;
  • нарушенная координация, повышенная неуклюжесть;
  • отсутствие понимания прочитанного текста;
  • дезориентация в пространстве;
  • проблемы с чтением, писанием, запоминанием орфографии;
  • трудности с восприятием информации и усвоением новых слов;
  • геперактивность.

Заподозрить нарушение навыков чтения и восприятия прочитанной информации у ребенка на ранних стадиях развития заболевания и в дошкольном возрасте можно по наличию следующих признаков:

  • нежелание читать в голос или писать;
  • невнимательность;
  • проблемы с памятью;
  • проблемы с ориентацией право-лево, вперед-назад и так далее;
  • перемена местами буквы, числа, слога во время чтения или написания;
  • трудности с изучением букв, чисел;
  • позднее начало развития речи;
  • постоянно трет глаза, косит;
  • замкнутость, отсутствие общения со сверстниками;
  • неправильное выполнение самых простых указаний.

В этом возрасте еще сложно заподозрить наличие расстройств, так как малыш неорганизованный, может просто вредничать и не желать учиться. У младших школьников могут проявиться следующие симптомы:

  • нарушение координации движений;
  • неловкость;
  • во время чтения он подносит книгу прямо к лицу;
  • во время чтения прикрывает один глаз;
  • импульсивность;
  • невозможность быстро осваивать новые навыки;
  • трудности с запоминанием фактов;
  • разворот букв или слов при написании, зеркальное написание.

Он неправильно произносит слова или предложения, плохо запоминает и воспринимает информацию, не может пересказать полученный материал.

После чтения ребенок может жаловаться на головные боли, быстро наступает чувство усталости, разбитости. Часто дислексия остается без внимания и остается с человеком на протяжении всей его жизни.

Во взрослом возрасте свидетельствовать о наличии заболевания могут следующие симптомы:

  • отсутствие организационных навыков;
  • невозможность правильно распределить и организовать свое время;
  • рассеянность, невнимательность;
  • трудности с восприятием информации в устном или письменном виде;
  • плохо развитые письменные навыки;
  • кратковременная память;
  • сложности с запоминанием имен;
  • путаница в произношении слов, букв или чисел.

У многих дислексиков возникают трудности с выполнением своих рабочих обязанностей, а во время групповой беседы они могут испытывать трудности с формулировкой мыслей, из-за чего проявляется тревожность, смятение, наступает стрессовая ситуация.

Но при эффективном лечении и постоянных проведениях упражнений, можно справиться с этим недугом.

Диагностика дислексии

После того, как все необходимые данные были собраны, врач дает ребенку несколько заданий, которые основываются на чтении вслух, списывании текста и восприятии информации на слух. Проводится специальное тестирование, которое было разработано специально для выявления дислексии у детей от 3-х лет. На основании тестирования может назначаться дополнительная консультация невролога, психиатра или окулиста. Иногда возникает необходимость в проведении обследования головного мозга, ЭхоЭГ, ЭЭГ. И только после всего этого специалист изучает всю имеющуюся информацию и ставит точный диагноз, на основании которого подбирается адекватное лечение.

Лечение дислексии

Коррекция дислексии у детей подразумевает собой прямое и непрямое обучение, устные и письменные упражнения, различные технические, фонетические и мультисенсорные методики. В комплексном подходе, который состоит из программы обучения и дополнительных занятий, должны участвовать не только педагоги и врачи, но и сами родители. Если начать эффективную методику коррекции проблемы с раннего возраста, то существует большая вероятность нормального развития функциональных навыков чтения. Хотя большая часть дислексиков все же не достигают нужного уровня грамотности на протяжении всей жизни.

Читайте также:  Беталок: действие препарата и описание, состав и правила применения, отзывы покупателей

Медикаментозной терапии для этого заболевания не существует, хотя многие врачи назначают своим пациентам витаминотерапию, в частности витамины группы В с целью стабилизации нервной системы и омега-3 жирные кислоты, которые поддерживают важные функции мозга.

Исправление нарушений у взрослых людей происходит по тому же принципу, что и у детей, только увеличивается объем работы. Разрабатываются программы выработки грамотности у взрослых людей.

Популярным методом для лечения дислексии у детей и взрослых является коррекция речи по методу Дейвиса, сутью которой является придание печатным словам, символам и цифрам мысленного образа. Это позволяет заполнить пробелы восприятия речи.

Довольно часто детей, больных дислексией, считают непослушными, ленивыми и упрямыми, из-за чего переводят их в классы для отстающих, даже невзирая на то, что у ребенка могут быть отличные достижения в других областях. В итоге ребенок может замкнуться, потерять весь интерес к учебе и начать прогуливать занятия.

А окружающие нередко считают таких детей отсталыми. Но это совершенно не так и ученые доказали, что дислексики обладают выраженной интуицией, широким кругозором и повышенным любопытством к окружающему миру. Они имеют отличное воображение и способны смотреть на многие вещи с другой стороны, незаметной для здоровых людей.

Многие известные люди болели дислексией, но все же стали выдающимися личностями.

Профилактика дислексии

  • общайтесь с малышом полноценно, способствуя формированию адекватной речи;
  • научите выражаться ребенка не короткими обрывочными фразами, а полноценными, законченными предложениями;
  • читайте больше книжек, учитывая возраст чада;
  • учите воспринимать ребенка прочитанную информацию с самого раннего возраста;
  • обучайте малыша навыкам чтения и письма с самого детства в игровой форме.

Также, важной частью профилактики заболевания является своевременное определение симптомов расстройства и проведение занятий по коррекции на раннем этапе развития проблемы. Для того, чтобы можно было вовремя обнаружить болезнь, необходимо проходить регулярные профилактические осмотры и тщательно наблюдать за поведением своего малыша.

Администрация портала категорически не рекомендует заниматься самолечением и при первых симптомах болезни советует обращаться к врачу.

На нашем портале представлены лучшие врачи-специалисты, к которым можно записаться онлайн или по телефону. Вы можете выбрать подходящего врача сами или мы подберем его Вам абсолютно бесплатно.

Также только при записи через нас, цена на консультацию будет ниже, чем в самой клинике.

Источник: https://medportal.net/disleksiya/

Дислексия

  • Дислексия – это нарушение письменной речи, которое характеризируется сложностями в усвоении и выполнении навыка чтения, начиная от кодировки и заканчивая пониманием прочитанного.
  • Дислексия может сопровождаться также дисграфией (нарушениями письма) и дискалькулией (нарушениями в усвоении, выполнении математических понятий и операций).
  • Дислексия, это именно то состояние ребенка, которое если вовремя не выявить и не скорегировать, нанесет свой негативный отпечаток на всю дальнейшую учебную деятельность ребенка.

Дислексия имеет генетическую предрасположенность. По исследованиям ученых её гены выявлены в 6 и 15 хромосомах.

Дислексии характерны особенности функционирования левого полушария (где локализированы речевые центры), по этой причине мозгу приходится находить другие пути обработки – правое полушарие. Это изменяет процесс обработки прочитанного, делает его специфичным и характерным для ребенка с дислексией.

С помощью современного диагностического оборудования было выявлено, что дети с дислексией по сравнению с детьми, у которых ее нет, меньше по времени фиксируют свой взгляд на словах, при этом не на важных её частях, что усложняет  процесс «узнавание слова».

Первые признаки. Как правило, дислексия становиться явной, в период, когда ребенок начинает учиться читать и писать.

Часто родители и педагоги при выявлении трудностей в усвоении этих навыков, ссылаются на лень ребенка, на его личностные особенности, «гиперактивность».

В школе и дома перед ребенком будут выставляться требования, с которыми он не может справиться, это будет создавать хроническую стрессовую ситуацию для ребенка, влиять на его самооценку.

Но еще до того, как ситуация станет фрустрирующей для ребенка, родители могут выявить первые признаки того, что у ребенка может проявиться дислексия.

  • дислексия часто передаеться по наследству, в таком случае, если у кого-то из родителей, или прародителей были сложности с чтением и/или письмом есть большая вероятность, что у ребенка они тоже будут;
  • ребенку сложно в детском саду учить на память стихи, тесты песен;
  • возникновение сложностей с повторением и воспроизведением ритмов;
  • наблюдаются явления моторной неловкости;
  • легкие нарушения мелкой моторики;
  • сложности в моторном планировании (планировании наперед моторных актов для выполнения определенной задачей).

Родителям при первых же подозрениях на дислексию необходимо обратиться к специалисту (логопеду, коррекционному педагогу, нейропсихологу) и пройти комплексную диагностику. От этого зависит насколько эффективной будет дальнейшая коррекционная помощь.

Важно отметить, что интеллектуальная сфера ребенка с дислексией не страдает, т.е. находиться в рамках возрастной нормы.

Так какие же признаки дислексии?

  1. — медленное послоговое чтение;
  2. — при чтении ребенок меняет слоги местами;
  3. — «выдумывание» слов во время чтения;
  4. — путает схожие по написанию буквы, явления зеркальности в чтении и письме (перевернутое восприятие знакового изображения букв, цифр);
  5. — сложности с пониманием прочитанного текста, пересказами;
  6. — нарушения пространственного восприятия и представлений;
  7. — трудности в усвоении навыка ориентации по часам (со стрелками);
  8. — трудности с понимание цикличности времени, времен года, их поочередности;
  9. — нарушения письма – сложности в перекодировке звуков в буквы (фонем в графем), путанее, соединение и недописание букв;
  10. — отставание ребенка как минимум на 2 года в процессе усвоения навыков чтения и письма.
  11. (так же см. дислексия у взрослых)

Уже раз выявив дислексию, с целью снижения травматизации ребенка, необходимо внести определенные изменения в учебный процесс. Например, не требовать от ребенка сдавать тесты на скорость чтения, чтения вслух, ознакомить педагога (если в этом есть необходимость) с особенностями дислексии. А также начать работу с логопедом, коррекционным педагогом, психологом.

  • Важно понимать, что при надлежащих усилиях возможно справиться с дислексией и/или обучить ребенка более эффективным для него стратегиям обучения.
  • На нашем сайте Вы можете приобрести необходимую продукцию для более эфективного обучения ребенка — смотрите раздел «Дефектология» на Фактор розвитку.
  • Также для специалистов и специализированных центров нами разработан простой калькулятор с перечнем необходимой продукции для кабинета дефектолога.

Источник: https://vemakids.com.ua/educenter-disleksija

Дислексия у младших школьников: причины развития, симптомы, методы коррекции

Дислексия у детей – это специфическое нарушение развития ребенка, которое выражается в частичном поражении способности писать и читать.

Такого рода заболевание встречается чаще у мальчиков, нежели у девочек.

Ученые и медики до конца не могут определить, почему это заболевание имеет свойство развиваться у детей, но больше склоняются к тому, что этот недуг имеет наследственный характер.

Как проявляется дислексия у детей: симптомы и формы дислексии в таблице

Дислексия имеет неврологическую природу и явственно проявляется у младших школьников, которые полностью погружаются в обучение. У дошкольников выявить дислексию практически невозможно, так как детки только начинают осваивать новые навыки и могут допускать ошибки при чтении и письме.

Основными признаками  дислексии у детей являются:

  • Систематичные ошибки при чтении, а именно: неправильное произношение букв, подмена слогов, замена звуков, непонимание прочитанного.
  • Неправильный перевод букв в звуки (декодирование информации).
  • Неспособность правильно и быстро распознавать слова.
  • Трудности с пониманием элементарных навыков правописания.

Дислектики сталкиваются еще с такими проблемами:

  • Полная дезорганизация.
  • Нарушение координации и мелкой моторики.
  • Трудность при восприятии информации.
  • Плохая память.
  • При высоком уровне интеллекта плохие навыки чтения.
  • Ребенку трудно показать верх и низ, путается в определении правой и левой стороны.

Заболевание подразделяется на несколько типов, которые и определяют форму дислексии. В данной таблице представлена полная информация о формах этого заболевания.

Тип дислексии Особенности детей с определенным типом дислексии
Фонетическая Эта форма заболевания характеризуется недоразвитием функций фонематической системы, которое проявляется в том, что ребенок не может различить звуки, отличающиеся по смыслоразличительному признаку. Например «дом-том-ком» или «пила-липа». Такие дети смешивают звуки и путаются в прочтении слов.
Семантическая В этом случае, малыш не может понять прочитанный текст в целом или смысл отдельных предложений. Эта форма дислексии не отражается на скорости чтения или внятности произношения. Ребенок не может пересказать прочитанную информацию и выделить суть. В этом случае у ребенка нарушен мыслительный процесс, так как он воспринимает все слова по отдельности.
Аграмматическая Данный вид дислексии сопровождается недоразвитием речи. Малыш неправильно склоняет слова, неграмотно произносит окончание слов. Например, «прекрасная день, красивый девочка», а также малыш неправильно употребляет окончание глаголов «сидю, а не сижу; говору, а не говорю» и т. д.
Оптическая Для малыша, который учиться в школе, наибольшую трудность представляет написание букв, которые состоят из похожих элементов. Например, «С-О, Ь-Ы, Н-П».
Мнестическая При этой форме дислексии малышу трудно определить, какой звук соответствует определенной букве.
Читайте также:  Гемангиома у новорожденных: причины, лечение, фото, виды гемангиомы

Почему ребенку трудно читать: причины развития дислексии у младших школьников

Основная причина дислексии – мозговая дисфункция, которая сопровождается как биологическими, так и психологическими факторами. Стоит утешить родителей, объяснив им, что причина дислексии не в умственных или интеллектуальных способностях ребенка, а в неправильном функционировании определенного участка мозга.

Возможные причины дислексии у ребенка:

  • Патологии внутриутробного развития.
  • Тяжелые роды, которые влекли за собой асфиксию, обвитие пуповиной, отслойку плаценты.
  • Поражение ЦНС у малыша.
  • Генетическая наследственность.
  • Травма головы, сильные удары, сотрясение мозга.
  • Заторможенность некоторых участков мозга у ребенка.

Метод Рональда Дейвиса

Врач Р. Дейвис разработавший свою систему лечения дислексии сам эффективно поборол этот недуг. По утверждениям врача, дислектики — это одаренные люди, которые имеют богатое воображение. Данное заболевание также наблюдалось У А.

Эйнштейна, Уолта Диснея, У. Черчиля и многих других знаменитых личностей, которые достигли таких успехов не из-за дислексии, а скорее благодаря ей. Так описывает Рон Дейвис эту болезнь в своей книге «Дар дислексии».

В чем же заключается его методика?

Суть методики: помочь ребенку запустить свой мозг методом «выключения» дезориентации и научиться воспринимать окружающий мир без искажений. Эта методика помогает детям заполнить пробелы в памяти и обучить восприятию буквенных форм. В 99% случаях метод Р. Дейвиса помогает детям избавиться от дислексии.

Методика состоит из комплексных процедур, которые помогают ребенку побороть дислексию. Методика Р. Дейвиса  состоит из занятий, которые называются:

  • Способность восприятия. Учит ребенка создавать мысленные образы и познавать мир с помощью «умственного глаза».
  • Переключение. Упражнения, нацеленные на «включение и выключения» дезориентации.
  • Разрядка и проверка. Ребенок обучается разряжать воображение специальными упражнениями.
  • Точная настройка. Малыш учится находить точку ориентации.
  • Координация. Ребенок учиться распознавать «право» и «лево».
  • Освоение символов.
  • Легкое чтение.
  • Освоение символов относительно слов.

Методика Корнева

А.Н. Корнев разработал методику по ранней диагностике дислексии у детей в 1982 году. Он предлагает бороться с заболеванием посредством определенных тестов, таких как:

  • Рядоговорение.
  • Ритмы.
  • Субтест «повторение цифр».
  • Кулак-ребро-ладонь.

Много интересных методов по коррекции дислексии можно найти в книгах С. Ортона «Нарушения письма, чтения и речи у детей», М. Кричли «Дислексия развития»,  З. Матейчека «Нарушения формирования чтения».

Оксана Макерова, логопед-дефектолог выделяет следующие методики по работы с детьми-дислексиками:

  • Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики.
  • Метод кинезиологической коррекции.
  • Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.
  • Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия.
  • Зеркально-симметричное рисование обеими руками.
  • Упражнения для развития зрительно-моторных координаций, оперативного поля чтения, антиципационного восприятия слова.
  • Модифицированные зрительные диктанты Федоренко-Пальченко.
  • Интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова-матрёшки и другие.
  • Поисковые таблицы слов «Фотоглаз».
  • Метод «озвученного» чтения.
  • Метод словесных анаграмм.
  • Автоматизация оперативных единиц чтения по специальным слоговым таблицам.

Как проводить занятия с детьми с дислексией: 3 эффективных упражнения для коррекции

Коррекция дислексии заключается в специально разработанных упражнениях, которые восстанавливают устную и письменную речь постепенно. При работе с ребенком не нагружайте его большим потоком информации, ведь усвоить все и сразу у него не получиться. Упражнения, представленные ниже, мягко и непринужденно воздействуют на сознание ребенка.

Упражнение «Корректурная проба»

Каждый день в течение 5 минут предоставляйте ребенку любой текст и попросите его зачеркивать в нем названные вами буквы. Сначала согласные «а, о,  и т. д.». Затем и согласные.

Когда ребенок сможет отчетливо зачеркивать нужные буквы, усложните задание и предложите гласные буквы обводить кружочком (назовите любую), а согласные – подчеркивать. Например, обведи все «о» в кружочек, а все «в» подчеркни. Ориентируйтесь на те согласные и гласные буквы, которые ребенку даются сложнее всего.

Это упражнение позволит малышу запоминать буквы и убережет его от ошибок в чтении и написании в будущем. Заниматься следует каждый день в течение 2 месяцев.

Упражнение «Колечко»

Эта развивающая игра поможет развить мелкую моторику, память, внимание речь и устраняет признаки дислексии.

Покажите малышу следующее действие: поочередно перебирайте пальцами рук, замыкая каждый палец в колечко с большим пальцем. Начинайте от указательного, заканчивая мизинцем. Затем начините обратный отсчет.

Сначала упражнение выполняется одной рукой, а затем двумя. Заниматься с ребенком нужно 10-15 минут утром и днем на протяжении двух месяцев.

Упражнение «Зеркальное рисование»

Это упражнение активно воздействует на мозг, улучшая его работу в целом. Положите перед ребенком чистый лист бумаги. Дайте ему любимые фломастеры или карандаши.

Начните рисовать обеими руками зеркально-симметричные рисунки или буквы. Сначала беритесь рисовать вместе с малышом, чтобы он понял принцип упражнения, а затем пусть он самостоятельно попробует что-нибудь изобразить.

Упражнение нужно делать ежедневно, не пропуская ни одного дня.

Дислексия у детей — мнения экспертов и врачей

Дислексия — продукт мысли и особый способ реагирования на ощущение спутанности сознания (Р.Д. Дейвис)

Ребенок, испытывающий трудности при обучении чтению, совсем не обязательно дислексик: многие дети, которые на начальном этапе медленно осваивают чтение, потом успешно догоняют своих одноклассников (сами или с помощью родителей).

Но есть особая группа детей, которые переживают огромные и стойкие трудности при освоении чтения, несмотря на нормальный интеллект, отсутствие нарушений зрения и слуха, регулярное посещение школы.

Способность овладеть навыком чтения у таких детей на порядок хуже и ниже, чем способности к другим предметам. Именно эту группу детей специалисты называют дислексиками.

(кандидат медицинских наук, доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии, вице-президент Ассоциации логопатологов Санкт-Петербурга, автор книг «Дислексия и дисграфия у детей»А.Н. Корнев)

Как такового диагноза дислексия или дисграфия не существует, они входят в общую группу расстройств под названием «задержка психоречевого развития». Причем и такой «приговор» нельзя назвать болезнью, это лишь следствие нарушений кровообращения головного мозга.

По опыту работы могу сказать, что практически у всех детей-дислектиков наблюдаются проблемы с кровообращением сосудов головного мозга, но их диагностика проводится слишком поздно.

Причиной этому служит непросвещенность наших родителей и «старые» методы лечения таких заболеваний, ведь стандартный сценарий действий родителей, заметивших у своего ребенка тревожные симптомы — поход к педиатру, который направляет их к логопеду.

Оптимальный вариант действий: с самого начала полностью обследовать ребенка (проконсультировать с психологом, невропатологом, логопедом-дефектологом, психиатром), обязательно провести томографию и ультразвуковую диагностику головного мозга.

Только тогда можно ставить окончательный диагноз и в зависимости от формы расстройства и степени запущенности назначать индивидуальный курс лечения. Большинство детей обходится только коррекционной терапией. Медикаментозное вмешательство возможно только при тяжелых формах дислексии, которая наблюдается у ребенка в комплексе с другими психическими заболеваниями (при ДЦП, аутизме и т.д.). Легкую форму «словесной слепоты» при своевременном выявлении можно устранить за 3-4 месяца. (врач медицинского центра «Истина» И. Бабий)

Дислексия — проблемы с навыками чтения — совсем не так распространена, как это кажется. Истинная дислексия имеет неврологическую природу, а та, с которой мы сталкиваемся, как правило, возникает потому, что в доме вообще ничего читать не принято.

Это как если бы я сказал, что 99 % современных детей страдают неспособностью развести костер.

А откуда у них эта способность возьмется, если они никогда не видели, как родители добывают огонь? А откуда у них возьмутся навыки чтения, если они родителей с книгой в руках никогда не видят?

Профилактика дислексии – как научить ребенка читать правильно

Для того чтобы у ребенка уменьшить риск проявления дислексии и дисграфии, необходимо с раннего возраста заниматься с ним специальными упражнениями, которые нацелены на освоение норм грамотной речи и письма. Профилактика дислексии должна основываться на развивающих играх, а не на специальных уроках по 45 минут.

Игры способствуют умственному развитию детей, а также помогают мыслить, анализировать, ориентироваться. Детям важно на начальном этапе обучения показывать как можно больше образов: букв, животных, слов.

Им легче воспринимать информацию визуально. В памяти откладываются все эти образы, и в будущем у них не возникнет таких проблем, как дислексия.

Еще в садике детям всегда представляют информацию в виде картинок и красочных карт.

Игры для профилактики  дислексии

  1. Предложите ребенку такую игру: напишите легкое предложение, чтобы каждое слово у вас было написано на разных карточках. Озвучьте ребенку предложение и попросите, чтобы он его составил из имеющихся слов.
  2. Также можно использовать методику «Пишем вслух». Продиктуйте ребенку маленький отрывок из его любимой сказки и наблюдайте за тем, как он будет писать. Главное, чтобы текст, который вы ему будете диктовать, нравился малышу.
  3. Для развития фонетических способностей поиграйте с ребенком в игру «Найди слово». Вы должны подготовить разные картинки и подписать их с тыльной стороны. Называя слово, ребенок должен найти соответствующую картинку. Например, дерево или солнце. Также можно собирать слоги. Напишите названия животных по слогам и попросите кроху сложить слова. Например, «со-ва» или «со-ба-ка».

Источник: https://baragozik.ru/7-10-let/disleksiya-u-mladshix-shkolnikov-prichiny-razvitiya-simptomy-metody-korrekcii.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector