Алалия: коррекция, причины, симптомы, признаки

Медучреждения, в которые можно обратиться

Алалия: коррекция, причины, симптомы, признакиАлалией называют сильное недоразвитие или полное отсутствие речи, причиной которого является поражение мозга. Сам термин, давший название этому заболеванию переводится как «безречье».

Алалия у детей проявляется поздним появлением речи, нарушением произношения различных звуков, низким словарным запасом. Ребенок с алалией нуждается в обязательном обследовании с последующим лечением.

Коррекционная работа при алалии включает в себя консервативное медикаментозное лечение, развитие у ребенка связной и внятной речи под руководством специалиста.

Классификация

Выделяют следующие виды алалии:

  • моторная алалия — ребенок плохо подбирает и говорит слова;
  • сенсорная алалия — ребенок с трудом понимает речь, в особо тяжелых состояниях он может вообще не понимать, что ему говорят, принимая человеческую речь за шум;
  • смешанная форма.

Причины алалии

Так как заболевание может возникать на разных этапах жизни ребенка, начиная с внутриутробного развития, то и причины развития алалии могут быть самыми различными.

Во время внутриутробного развития причинами данной патологии могут стать:

  • сильный токсикоз у будущей матери;
  • кислородное голодание плода;
  • инфекция;
  • некоторые инфекционные заболевания, перенесенные женщиной во время беременности;
  • наличие у будущей матери ряда хронических патологий;
  • травмы плода.

Повреждение мозга может произойти и во время родов под воздействием следующих причин:

  • асфиксия;
  • человеческий фактор (например, малыша после родов случайно уронили);
  • недоношенность младенца;
  • неаккуратное применение акушерских инструментов;
  • повреждение черепа.

Развитие алалии может произойти и после родов, в результате воздействия следующих причин:

  • неблагоприятные условия проживания ребенка;
  • механические травмы головы;
  • перенесенный ребенком менингит, энцефалит;
  • ЧМТ;
  • детские заболевания, которые могут давать осложнения на мозг;
  • операции с использованием анестезии;
  • рахит;
  • некоторые вирусные заболевания (грипп, ОРВИ и ряд других).

Симптомы алалии

Если ребенку уже исполнилось 3 и более лет, а его речь все еще плохо развита или вовсе отсутствует, то необходимо немедленно обратиться к врачу и пройти обследование, так как возможно, что речь идет об алалии.

Клиническая картина зависит от вида алалии. У детей с моторной алалией навыки речи развиваются очень медленно. Малыш плохо формулирует мысли и произносит слова, но прекрасно понимает, что ему говорят другие люди.

Основными клиническими признаками данного вида алалии являются:

  • позднее начало речи, ребенок может начать говорить только в 4 года;
  • малыш путает слова, которые звучат похоже, нелогично строит предложения;
  • часто ребенок видя, что у него не получается, отказывается разговаривать, замыкаясь в себе;
  • ребенок становится невнимательным, заторможенным или, наоборот, гиперактивным.

Чем раньше начнется лечение, тем выше шансы ребенка на выздоровление. Отсутствие своевременной терапии заболевания может привести к развитию целого ряда тяжелых последствий, вплоть до умственной отсталости.

Алалия: коррекция, причины, симптомы, признаки

При сенсорной форме заболевания происходит поражение части мозга, которая отвечает за восприятие речи. В результате ребенок алалик не может сопоставить зрительный образ предмета с его звуковым обозначением, то есть он все прекрасно слышит, но не понимает, о чем идет речь.

Основные клинические признаки сенсорной алалии:

  • ребенок много и с удовольствием болтает, но окружающие не могут понять, о чем идет речь;
  • замена букв;
  • отсутствие пауз между словами, в результате чего на слух несколько слов, произнесенных ребенком, воспринимаются как одно;
  • плохое восприятие человеческой речи на слух;
  • развитие умственной недоразвитости;
  • сочетание замкнутости с приступами повышенной эмоциональной и физической активности.

Существует также смешанная форма алалии, при которой поражается большая часть мозга. Клинически данная форма проявляется тем, что дети не могут разговаривать сами и не понимают, что им говорят другие люди. Смешанная форма болезни с трудом поддается терапии и имеет самый неблагоприятный прогноз.

Следует помнить, что заболевание может проявляться не сразу. Если ребенок плохо говорит в 3-4 года или речь у него вообще отсутствует, то необходимо немедленно обратиться к доктору. Чем раньше будет начата терапия, тем более эффективной она будет.

Диагностика алалии

Обследование детей с алалией включает в себя следующие этапы:

  1. Сбор анамнеза, опрос матери ребенка для выявления клинической картины заболевания. Доктора интересует, как протекала беременность у женщины (не было ли угрозы выкидыша, инфекционных заболеваний, не падала ли она на живот, принимала ли алкоголь или какие-либо лекарства). Кроме этого, врач спрашивает, как проходили роды (не было ли у ребенка асфиксии, не роняли ли его случайно после родов и так далее).
  2. Неврологический осмотр малыша. Выявляют возможное повышение рефлексов, мышечного тонуса и другие неврологические нарушения.
  3. Осмотр у логопеда. Специалист оценивает качество речи, правильность произношения ребенком звуков и букв.
  4. МРТ, КТ головы. При помощи данных исследований изучают строение мозга при алалии, диагностируют возможные структурные изменения (последствия механических повреждений, недоразвитие мозга).

При наличии показаний дополнительно может быть назначена консультация детского невролога.

Лечение алалии

Так как данное заболевание является системным, то и подход к коррекции алалии должен быть комплексным. Терапевтические мероприятия включают в себя медикаментозное лечение, физиотерапию (электрофорез, магнитотерапия, водолечение, лазеротерапия, электростимуляция мозга и так далее).

Помимо этого, в обязательном порядке проводится тренировка навыков речи под руководством опытного логопеда. Этот специалист не только учит малыша правильно говорить, но и проводит огромную работу по коррекции таких важных функций, как память, концентрация внимания и так далее.

При симптомах моторной алалии основной акцент делается на правильное произношение звуков, развитие навыков складывания слов в предложения, стимуляции речевой деятельности. Хорошие результаты дают занятия лого ритмикой и логопедический массаж.

При сенсорной алалии у детей специалист учит ребенка различать речь других людей, распознавать слова, связывать между собой визуальный образ предмета и его речевое обозначение.

Основными направлениями терапии алалии являются:

1. Медикаментозное лечение. Ребенку назначают лекарственные средства, которые стимулируют мозговое кровообращение. Кроме этого, малыш должен правильно и сбалансированно питаться. Дополнительно показан прием витаминов группы В (В12, В15).

2. Занятия с логопедом. Это основа терапии алалии. Занятия могут проводиться как в условиях специальной школы, так и в индивидуальном порядке. Для того чтобы достичь результата занятия должны быть продолжительными, систематическими, что требует большого терпения как от ребенка, так и от его родителей.

Алалия: коррекция, причины, симптомы, признаки
Занятия с логопедом при алалии

В результате напряженных занятий с логопедом качество речи ребенка начинает улучшаться. Он учится распознавать чужую речь, начинает правильно произносить отдельные слова и слоги, приобретает навыки увязывания визуального изображения предмета с его звуковым обозначением. Далее ребенок начинает правильно складывать слова в предложения, учится правильно ставить окончания.

Помимо занятий, направленных на коррекцию речи, специалист проводит с ребенком занятия, направленные на стимулирование мелкой моторики (собирание конструктора, лепка, рисование, вырезание и так далее).

Очень важно, чтобы дополнительно с ребенком занимались родители. Именно от них во многом зависит успех лечения.

3. Рефлексотерапия. Суть данной методики заключается в раздражении электрическими импульсами нужных участков мозга для стимуляции их работы, что существенно облегчает обучение ребенка. Рефлексотерапию разрешено проводить детям в возрасте 9 лет и старше.

4. Физиотерапия. Назначается в зависимости от текущего состояния маленького пациента, проводится курсами. Может включать в себя лечение лазером, магнитотерапию, водолечение и целый ряд других методик.

5. Логопедический массаж. Дополняет другие методы терапии. С его помощью удается активизировать отдельные мышцы рта, которые отвечают за четкость и правильность произношения. Массаж должен делать опытный специалист. Процедура выполняется при помощи специального зонда или вручную. Помимо массажа речевые мышцы развивают при помощи специальных упражнений.

Терапия заболевания проводится в специализированных коррекционных центрах либо детских садах.

Прогноз

Прогноз заболевания зависит от своевременности начатого лечения, его адекватности, опыта специалиста, степени запущенности болезни, физического и психического развития ребенка.

При моторной форме прогноз положительный, велика вероятность полного выздоровления. При сенсорной и особенно смешанной форме прогноз значительно хуже. Исход заболевания во многом зависит от того, насколько сильно поражены центры речи. Во время учебы в школе у детей с алалией могут возникнуть проблемы с письмом.

Профилактика алалии

Основными мерами профилактики заболевания являются:

  • планирование беременности, подготовка к ней (своевременное лечение различных заболеваний, отказ от алкоголя и других вредных привычек, правильное питание и так далее);
  • своевременная постановка на учет по беременности будущей матери, прохождение всех необходимых обследований, неукоснительное соблюдение всех рекомендаций врача, который ведет беременность;
  • избегание травм (особенно падений на живот) во время беременности;
  • после рождения ребенка своевременно делать ему все необходимые прививки, периодически посещать педиатра для проведения плановых осмотров малыша;
  • оберегать ребенка от получения черепно-мозговых травм;
  • заниматься с ребенком с раннего возраста, учить его говорить, правильно произносить слова.

Если у ребенка наблюдаются признаки алалии, то нужно немедленно обратиться к доктору и пройти обследование. При ранней диагностике и правильно проведенной терапии велика вероятность того, что к школьному возрасту ребенок догонит своих сверстников и сможет учиться в обычной школе.

Здоровья вам и вашим детям!

Что нужно пройти при подозрении на алалию

Источник: https://online-diagnos.ru/illness/d/alaliya

Алалия у детей: моторные и сенсорные виды, симптомы, лечение

Моторная алалия – вид алалии. Алалия – плохо сформированная или развитая речь из-за повреждений в коре головного мозга. Заболевание свойственно детям.

Данный дефект найти очень непросто, потому недуг является одним из наиболее коварных. Родителям трудно заметить малейшие перемены у ребёнка, первые признаки практически бессимптомны. Но, когда изменения явные, семья паникует. Лучше в таких случаях сразу обращаться к специалистам, а не надеяться на чудо, внимательнее отнестись к здоровью малыша, наблюдать за его поведением.

Вовремя диагностированная болезнь – гарантия быстрого излечения. Так, если заболевание обнаружено в 5-7 лет, алалию лечить уже сложнее, эффективность коррекционных мероприятий ниже. Многие уверены, что, если ребёнок не говорит – это единственный симптом, однако на самом деле у него может быть речь, но с отставаниями в развитии и, соответственно, последующими патологиями.

Речь — важнейший компонент нервно-психического развития ребенка. Её формирование происходит в течение первых лет жизни малыша, что впоследствии определяет качество речи в любом возрасте.

Описание болезни и ее разновидностей

Алалия: коррекция, причины, симптомы, признаки

Алалия не развивается беспричинно, обычно у заболевшего повреждены речевые мозговые центры. Выделяют три вида алалии в зависимости от зоны поражения участка мозга: сенсорная, моторная, сенсомоторная.

Моторная алалия – патология развития экспрессивной речи. Малыш затрудняется обучаться основным навыкам речи – грамматике, значениям слов, хотя чужую речь может воспринимать правильно. Он понимает другого при обращении к нему, однако сам не говорит, либо произносит отдельные звуки, не в состоянии отразить своих эмоций и мыслей.

Патология развивается по принципу расстройства аналитико-синтетической функции речедвигательного анализатора. Базовой причиной возникновения алалии считается патология центра Брока и прилегающих к нему проводящих путей.

Кроме того, на развитие болезни может влиять:

  • Возраст обнаружения данного заболевания;
  • Общее развитие малыша;
  • Степень поражённости участков мозга;
  • Занятия родителей с ребёнком.

Малыш может долго молчать, но в скором времени речь развивается быстрыми темпами, задержки особенно ни влияют. Бывает и по-другому: младенцем он много гулит, произносит отдельные слова, однако не способен составить длинных предложений.

Симптомы алалии можно делить на речевые и неречевые. В целом же выделяют такие признаки:

  • Недостаток концентрации и сосредоточенности
  • Маленький запас слов для конкретного возраста
  • Задержка в развитии речевого аппарата к 5-7 годам
  • Общее низкое интеллектуальное развитие
Читайте также:  Дексаметазон: что за препарат и как его применять, состав и формы выпуска лекарства

Малыш не в курсе самых основных понятий, у него тормозится развитие словарного запаса, он не может точно выразить свою мысль и потребность. Специалисты установили, что мальчики страдают недугом в 2,5 раза чаще девочек. Общее же число дошкольников с алалией – 0,2-0,6%.

Второй вид – сенсорная алалия. Она означает затруднённое понимание ребёнком речи, малыш не усваивает слова и их значение, не может понять смысл фразы. Но при этом может учиться говорить. При этом виде заболевания страдает интеллект, обучаемость заметно снижена, потому вероятно развитие умственной отсталости.

Сенсорную алалию отличают следующие симптомы:

  • Эхолалия – малыш повторяет сказанное за другими,
  • Ребёнок порой редко молчит, постоянно выдаёт звуки,
  • У больного сливаются слова и фразы в единую бессвязную речь.
  • Моторная и сенсорная алалии похожи, поскольку в том и другом случае задет определённый участок коры головного мозга, оба вида подразумевают речевые нарушения детей.
  • Отличие в том, что при моторной алалии малыш понимает собеседника, но не в состоянии выразить это словами, а при сенсорной обратная ситуация – он может воспроизводить какие-то слова, однако совершенно не осознать их смысл.
  • Сенсорно-моторный вид алалии включает отдельные признаки вышеназванных типов, при котором также нарушены речевые способности.

Причины

Алалия: коррекция, причины, симптомы, признаки

У алалии специалисты называют много возможных факторов, что влияют на появление болезни. Обычно выделяют следующие:

  • Вероятностное нарушение центральной нервной системы ещё внутриутробно, вызванное перенесённой болезнью матерью во время вынашивания плода, либо родов.
  • Иные заболевания самого плода внутри утробы матери или ранние детские болезни, способные вызвать осложнения в головном мозге.
  • Возможно влияние генетических болезней, если у родителей также наблюдались сложности с речевым развитием, то вполне вероятно проявление подобного недуга и у малыша.
  • Отказ матери во время беременности от вредных привычек.
  • Неблагоприятная среда, в которой воспитывается ребёнок.
  • Тяжёлые травмы, стрессы и заболевания, переживаемые матерью в период беременности.
  • Влияние токсичных веществ.
  • Полученные малышом в младенчестве травмы головы, что могли задеть речевые центры.

Существуют также группы риска малышей. Основную часть больных составляют те, что пережили в новорождённом возрасте удушье, головные травмы, и те, которые перенесли заболевания во внутриутробном состоянии. К числу опасных факторов относятся: энцефалит, менингит, иные болезни центральной нервной системы.

Симптомы

Признаки алалии зависят от её вида. Для моторной алалии характерно:

  • Слабый контроль движений рук;
  • Сниженная работоспособность;
  • Плохие координация и равновесие;
  • Отсутствие речевых навыков до 4 лет;
  • Трудности в выражении своих мыслей словами;
  • Отсутствие мотивации говорить;
  • Обидчивое, замкнутое состояние, иногда агрессия

Для детей с сенсорной алалией выделяют такие симптомы:

  • Бессмысленно повторяет слова;
  • Необщительность и сосредоточенность на себе;
  • Не различает смысла фраз;
  • Меняет буквы в слове местами;
  • Соединяет несколько слов в одну фразу, не имеющую никакого смысла;
  • Гиперактивность, взрывной характер при общей замкнутости и заторможенности, подавленности;
  • Не понимает предметного значения слова.

Диагностика алалии

Для того, чтобы точнее поставить диагноз, необходимо обратиться не только к логопеду, но иногда и к педиатру, неврологу, психологу и иным специалистам.

Логопед обследует малыша при помощи сбора перинатального анамнеза, выявления особенностей раннего развития ребёнка.

Для точной постановки диагноза моторной алалии важно выявить, насколько мотивирован малыш на то, чтобы научиться говорить, определить, какие трудности имеются у него при развитии речи, повторении фраз за взрослыми, слуховом восприятии, мимическом выражении и жестикуляции.

Специалист выясняет, нет ли холалии, сложностей с восприятием и пониманием речи. Он также определяет, каков уровень развития словарного запаса малыша – потенциального и постоянно используемого, как пациент умеет складывать предложения, произносить, его восприятие фонем, грамматическое построение речи.

Диагностика

Применяются такие методы как:

  • Магниторезонансная томография
  • Электроэнцефалография
  • Рентгенография черепа
  • Лор-исследования
  • Аудиометрия

Для того, чтобы оценить, насколько повреждения выражены в головном мозге, необходимо проведение ЭЭГ, МРТ, рентгенологического исследования черепа, эхоэнцефалографии,
Для точечной диагностики сенсорной алалии и тугоухости используют отоскопию, аудиометрию, различные методы исследования слухового восприятия.

Если у ребёнка помимо речевых нарушений имеются другие патологии, важно проверить его на олигофрению, аутизм, дизартрию, задержку умственного развития.

Исследуются также способности ребёнка к устной речи. Специалисты отмечают то, как малыш способен выстроить предложение, правильность произношения, восприятия значений слов.

Методы лечения

Для моторной и сенсорной алалии главное лечение – коррекция речи, улучшение способностей больного. В качестве методов применяют логопедические занятия и медикаментозную поддержку.

Уроки с логопедом – наиболее распространённый пример борьбы с алалией любого типа. Занятия строятся в несколько этапов.

Первый уровень развития – уроки со специалистом, второй – самостоятельные тренировки родителей и детей дома.
Важно добиться следующих результатов:

  • Расширение словарного запаса;
  • Распознавание смысла слов;
  • Появление связной речи;
  • Мотивация у ребёнка к говорению.
  1. Медикаментозная поддержка включает лечебные массажи, позволяющие лучше разработать речевые мышцы ребёнку, а также применение лекарственных препаратов.
  2. Лечение медицинскими средствами является второстепенным методом, врачи назначают: витамины, цераксон, кортексин, когитум.
  3. Кроме того, для нормализации общего состояния малыша могут определить для ребёнка процедуры электрофорезом, водолечением, магнитной и лазерной терапии, но они скорее дополнительные способы поддержки пациента, нежели основное лечение.

Профилактика болезни

Алалия: коррекция, причины, симптомы, признаки

Для сохранения ребёнка здоровым, важно заниматься профилактикой ещё до того, как он родился. Беременная женщина обязана соблюдать предосторожности, настояния врачей, чтобы не получать травм и не обрекать будущего малыша на страдания.

Список обязательных рекомендаций:

  1. Стабильное посещение гинеколога в течение беременности.
  2. Внимательно относиться к своему здоровью и состоянию своего ребёнка.
  3. Принимать лекарственные средства, витамины, что выписывают врачи.
  4. В случае, если роды проходят не в срок, требуется соблюдать все настояния, не откладывать стимуляцию.
  5. Обеспечить будущему ребёнку благоприятные условия воспитания и проживания.

Соблюдайте данные простые правила, и тогда здоровье малыша будет в ваших руках. Риск его заболеваемости, умственных отклонений, значительно снизится. И вам меньше волнений.

Прогноз при алалии

Моторная форма алалии труднее лечится, нежели сенсорная. Тем не менее, прогноз благоприятный, если не затягивать с коррекционными мероприятиями, заниматься с ребёнком комплексно и каждый день, самим и со специалистом.

Всё будет зависеть от поражённости мозговых участков. Если степень патологии небольшая, то речевое развитие малыша пойдёт быстрее.
Для того, чтобы предоставить ребёнку нормальные условия для развития и обучения, необходимо:

  • Постоянно заниматься с малышом рекомендованными упражнениями;
  • Создать максимально безопасные и ограждающие от стрессов условия для ребёнка. Скрыть в квартире острые углы, убрать подальше предметы, способные нанести травму;
  • Вовремя ставить прививки;
  • Регулярно приходить на приём к педиатру и иным специалистам, согласно предписаниям, графику.

В заключении

На сегодняшний момент разработано достаточно методик, чтобы обеспечить выздоровление детей с алалией. Постепенно ребёнок говорит внятно, осмысленно, интеллектуальный уровень более-менее восстанавливается и не отличает его от ровесников.

Однако в отдельных ситуациях заболевание запущено, состояние речи ухудшено, потому врачи не всегда гарантируют полное избавление от патологии. Сенсорная форма алалии поддаётся коррекции быстрее и лучше, нежели моторная.

Не забывайте, что к доктору необходимо обращаться при первых подозрениях на наличие нарушений, не усугубляйте положение вашего ребёнка, ведь его здоровье и ваше спокойствие – самое главное, что может быть в жизни.

К сожалению, диагноз является распространённым в последнее время. Алалия имеет довольно широкую симптоматику, универсальная болезнь. Но в то же время не каждого ребёнка с проблемами в речевом развитии следует относить к алаликам.

О чём не всякий врач помнит. Потому если вашему малышу поставили такой диагноз, но явных признаков болезни нет, а диагностических методов было применено недостаточно, это повод обратиться к другому специалисту за подтверждением.

В особо тяжёлых случаях ребёнку ставится инвалидность.

Не отчаивайтесь и не паникуйте раньше положенного срока. При комплексном и правильном лечении, родительской любви и усердии, малыш в состоянии наверстать упущенное и овладеть речью не хуже своих сверстников.

Источник: https://psihter.ru/bolezni/motornaya-alaliya/

Алалия у детей: симптомы и виды

Алалия: коррекция, причины, симптомы, признаки

Алалия — полное отсутствие либо несформированность речи, обусловленное нарушением области головного мозга, отвечающей за функцию речи

Нарушение в работе речевой зоны может произойти как внутри утробы матери, так и в течение первых трех лет жизни. Недоразвитость речи при алалии обладает системным характером, что приводит к нарушению фонетико-фонематического и лексико-грамматического речевого элемента.

При данной патологии замечено более позднее возникновение речевой реакции, а также бедный словарный запас, аграмматизм, неправильное построение частей слогов, произношение и фонематические процессы.

Для детей с алалией существует необходимость провести обследования в области неврологии и логопедии. На протяжении психолого-медико-педагогического влияния требуется медикаментозное лечение, вырабатывание правильного психического функционирования лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов.

Рассматриваемая патология может быть диагностирована у 1% детей дошкольного возраста и у 0,2-0,6% школьников. Частота проявления среди мальчиков в 2 раза выше, чем у девочек. Данное расстройство — клинический диагноз, который соответствует общему недоразвитию речи (ОНР) в логопедии.

Причины

Причины для проявления болезни весьма многообразны и оказывают воздействие на ранних этапах онтогенеза.

  1. Антенатальный период может проходить с поражением области в головном мозге, отвечающей за речевую функцию по причине гипоксии плода, инфицирования внутри утробы, угрозы случайного прерывания беременности, травмирования плода во время падения, токсикоза, хронической соматической болезни.
  2. Тяжелое протекание беременности приводит к осложнению родовых процессов и перинатальным патологиям. Недуг иногда является следствием расстройства дыхательных функций новорожденного, недоношенности, родовых внутричерепных травм, полученных в процессе длительных либо скоротечных родов и в результате использования акушерских инструментов.
  3. К факторам развития, которые могут влиять на протяжении первых лет жизни детей, стоит отнести энцефалит, ЧМТ, менингит, соматические болезни, которые приводят к истощению центральной нервной системы. Многими исследователями упоминается наследственная либо семейная предрасположенность.

Анамнез содержит комплекс факторов, которые могут привести к ММД (минимальная мозговая дисфункция). При органических повреждениях в головном мозге возникает снижение скорости созревания нервной клетки, которая в итоге остается на стадии нейробласт.

Подобный процесс протекает совместно со снижением возбудимости нейронов, истощением мозговых клеток и инертностью базовых нервных процессов.

Группа риска и меры профилактики

Актуально рассмотреть следующие ситуации, когда будущая мать входит в группу риска:

  • инфекционная и соматическая болезнь в процессе беременности;
  • женщины с анемией беременности, при которой ребенок получает недостаточно кислорода и прочих важных питательных элементов;
  • инфекции вирусного характера на раннем этапе беременности;
  • женщины, у которых тяжело протекали роды;
  • очень быстрые роды;
  • долгий безводный период;
  • женщины с узким тазом.

Как минимизировать риски?

  1. Важным фактором является запланированная беременность. Даже в тех случаях, когда здоровье считается идеальным, требуется подготовка к беременности (поддержание в норме гемоглобина и артериального давление, а также санирование инфекции). В процессе беременности необходимо избегать людей, болеющих инфекционным заболеванием, питание должно быть полноценным и разнообразным.
  2. Кормление грудью должно продлиться как можно дольше.
  3. Существенным фактором является защита ребенка от инфекций.
  4. Не стоит пропускать приемы педиатра и узких специалистов. Необходимо соблюдать советы врачей, поскольку своевременное лечение способно существенно снизить пагубное влияние заболевания.
Читайте также:  Депо провера: инструкция по применению и описание гормонального препарата

Алалия у детей симптомы в зависимости от классификации

На данный момент логопедия использует классификацию по В.А. Ковшикову, в соответствии с которой выделяется:

  • моторная форма или экспрессивная;
  • сенсорная алалия или импрессивная;
  • комбинированная (сенсомоторная) с преобладанием одного из предыдущих типов.

Моторная форма проявляется по причине ранних органических повреждений в корковом отделе речедвигательного анализатора. В подобном варианте не может развиться своя речь, но воспринимается речь других людей.

  1. Если повреждения коснулись посцентральных извилин, развивается афферентная моторная алалия, прогрессирование которой сопровождает кинестетическая артикуляторная апраксия.
  2. Если поражение затронуло премоторную кору, то развивается эфферентная моторная алалия. Ее протекание проходит на фоне кинетической артикуляторной апраксии.

Сенсорная форма патологии может возникнуть в случаях, когда повреждается корковый отдел речеслухового анализа. Нарушения касаются высшего коркового анализа вместе с синтезом речевых звуков. В подобном случае физический слух сохраняется, но понимание становится невозможным.

Симптомы моторной алалии

Моторная алалия обладает типичным неречевым и речевым проявлением.

  1. Наблюдаются проблемы с двигательными функциями в виде неловких движений, плохой координации и слабой моторики пальцев на руках.
  2. Сложности с изучением умений самообслуживания, например шнуровка ботинок.
  3. При рассмотрении психологических аспектов среди детей, у которых наблюдается моторная алалия, проявляется нарушение в эмоционально-волевой характеристике, внимании, а также восприятии.
  4. Дети, в зависимости от поведенческих особенностей, могут обладать гиперактивностью, расторможенностью, а также малоподвижностью либо заторможенностью.
  5. Большая часть детей обладает сниженной работоспособностью, высокой утомляемостью и негативизмом относительно речи.
  6. Ущерб интеллекту у детей с алалией наносится по причине нехватки речевой активности. В процессе речевого развития данный недостаток будет постепенно компенсироваться.
  7. Наблюдается сохранение функции восприятия и понимания речи на фоне грубых отклонений или неразвития собственной речи у ребенка.
  8. С запозданием протекает каждый из этапов развития речевого навыка, при этом наблюдается существенное редуцирование самих речевых реакций.
  9. Наблюдается грубое нарушение звукопроизношения, несмотря на доступность любого артикулярного движения для ребенка, у которого проявляется афферентная моторная форма патологии.
  10. Основной речевой дефект — неспособность выполнить последовательно серию артикуляционных движений, которая сопровождается грубым искажением словесной структуры.
  11. Динамический речевой стереотип не сформирован, что способно приводить к возникновению заикания.
  12. Наблюдается скудность словарного запаса относительно возрастных норм. Новое слово плохо усваивается, активный словарь наполнен основной обиходной терминологией.
  13. Последствием низкого словарного запаса является плохое понимание словесных значений, их неправильное применение, замена на схожие по семантике и звучанию слова.
  14. В словаре полностью преобладают существительные.
  15. Фразы состоят из элементарных предложений. Ребенку не удается в правильном порядке излагать события и выделять основные либо вспомогательные элементы. Возникают трудности в процессе передачи событий.
  16. Сложные формы приводят к тому, что ребенок может только подражать звукам, произнося лепетом слова и сопровождая их высокоактивным жестикулированием или мимикой.

Симптомы сенсорной алалии

Сенсорная алалия преимущественно проявляется нарушением понимания и осознания смысла фраз.

  1. Ребенок сохраняет физический слух, поэтому он может страдать высокой восприимчивостью к разного рода звукам.
  2. Среди детей, у которых проявилась сенсорная алалия, завышена активность речи на фоне нарушения слухового восприятия. В то же время речь бессвязна и представляет собой наборы звуков со словесными обрывками.
  3. В разговоре может присутствовать навязчивые повторы либо проскальзывание неожиданных звуков, а также соединение частей различных слов. Общение происходит при помощи мимики и жестикуляции.
  4. Сложные формы протекают с полным отсутствием речевого понимания, в ином случае обладает ситуативным характером. В других случаях ребенок понимает фразы в некоторых контекстах, но после смены формы слова либо построения фразы восприятие может исчезнуть.
  5. Недостаточный фонематический слух, приводящий к невозможности различать паронимы.
  6. Существенные проблемы при речевом развитии негативно сказываются на личностных и поведенческих характеристиках, развитие интеллекта задерживается.
  7. Дети с трудом включают и удерживают внимание, рассеяны и быстро утомляются.
  8. Возможно проявление импульсивности, беспорядочности в действиях или же инертность совместно с замкнутостью.

Сенсорная разновидность в чистой форме является очень редким явлением. Чаще всего проявляется сенсомоторная.

Диагностика

Детям с алалией требуется консультирование в детской неврологии, оториноларингологии, логопедии и психологии.

  1. Обследование у невролога понадобится, чтобы выявить и оценить повреждения головного мозга.
  2. Чтобы исключить тугоухость требуется провести исследования слуховых функций.
  3. Для изучения состояния слухоречевой памяти требуется провести нейропсихологическую диагностику.
  4. Логопед поможет выяснить перинатальный анамнез, а также характер развития патологии. Важно уделить особое внимание срокам развития психомоторики и речевой функции.
  5. Требуется также анализировать устную речь, проводя диагностику в соответствие со схемой ОНР.
  6. Дифференциальное обследование проводят с ЗРР, тугоухостью, дизартрией, олигофренией и аутизмом.

Коррекционное воздействие

Независимо от вида болезни, проводится комплексная коррекция. Ребенку с алалией предоставляется помощь в специальных учреждениях.

Должна проходить работа с речевыми функциями на фоне медикаментозного лечения, которое направлено на ускорение созревания структуры головного мозга. Важную роль играет развитие общей моторики рук, а также психической функции, например, мышления, памяти, внимания.

Поскольку нарушение обладает системным характером, коррекцию расстройства ведут по всем речевым фронтам.

Если у ребенка моторная форма болезни, необходимо стимулировать активность речевой функции, вести работу по наполнению не только активного, но и пассивного словаря.

Требуется также развивать связную речь вместе с произношением. В логопедические занятия должна входить логоритмика и логопедический массаж.

При сенсорной форме патологии ставят цель по овладению звуками различного характера, а также словесной дифференциацией. В процессе пополнения словаря и формирования фонематического восприятия станет возможно развитие речевой функции.

Также рекомендуется относительно ранее обучение ребенка-алалика грамоте. Подобный навык позволит укрепить изученный материал, а также вести контроль устной речи.

Семинар на тему: «Начальные этапы работы с неговорящими» (запуск речи) по методике Новиковой-Иванцовой ТН.

Источник: https://prodepressiju.ru/narusheniya-rechi/alaliya-u-detej-simptomy.html

Алалия у детей: что это такое? Симптомы, диагностика, лечение

Головной мозг ребенка является довольно уязвимым к воздействию различных трав и патологических процессов, которые могут возникать как во время внутриутробного развития плода, так и в первые годы жизни малыша. Во время вынашивания ребенка значительное воздействие на его развивающийся мозг могут оказать следующие факторы:

  • употребление матерью алкоголя;
  • изменение гормонального фона организма;
  • прогрессирование в женском организме различных видов инфекций, которые вызывают патологии у плода;
  • падения во время беременности;
  • травмы различного характера;
  • отслоение плаценты;
  • постоянное нахождение матери в состоянии стресса, депрессии.

Воздействие таких факторов на организм беременной женщины приводит к тому, что новорожденный начинает страдать гипоксией хронического характера.

Во время родовой деятельности спровоцировать поражение мозга у ребенка могут:

  • нахождение в течение длительного времени головки плода в тазу женщины;
  • слабые схватки;
  • сильное переохлаждение новорожденного малыша;
  • проблемы с дыханием сразу после рождения.

Все это может оказать отрицательное воздействие на организм ребенка и даже провести к летальному исходу.

Алалия у детей после рождения может быть вызвана следующими заболеваниями:

  • краснуха;
  • соматические патологии;
  • менингоэнцефалит;
  • травмы и ушибы головы.

Виды алалии

 В медицинской практике встречаются две формы алалии у детей:

  • Моторная алалия сопровождается органическим поражением коркового отдела речедвигательного анализатора. При таком диагнозе у ребенка возникают проблемы с развитием собственной речи, но понимать разговор чужих людей ребенок в состоянии. Поражение мозгового центра Брока приводит к тому, что моторная алалия может проходить несколько уровней:
    • первый уровень характеризуется полным отсутствием понимания обращенной речи;
    • на втором уровне у ребенка наблюдаются некоторые особенности речи;
    • для третьего уровня свойственна речь с большим количеством грамматических ошибок.
  • При сенсорной алалии у ребенка происходит недоразвитие импрессивной речи, то есть происходит разрыв между звуковой оболочкой слова и его смыслом. При таком виде патологии возникает нарушение понимания обращенной к ребенку речи, однако, при этом наблюдается сохранный слух и способности к развитию активной речи. Основной причиной развития сенсорной алалии является поражение коркового конца центра Вернике и его проводящих путей.

Заметить появление симптоматики сенсорной алалии можно уже с двух лет, когда отделы головного мозга ребенка становятся более-менее развитыми и ребенок пытается сказать первые слова. Можно выделить некоторые наиболее яркие симптомы сенсорной алалии:

  • появление проблем с движением;
  • несформированность навыков самообслуживания;
  • сильная раздражительность;
  • заметное отставание в умственном развитии от сверстников;
  • общение с взрослым в основном проходит на уровне жестов;
  • возникают проблемы в проведении речевых операций.

Особенности речи ребенка — алалика

Особенности детей с алалией можно представить следующим образом:

  • малыш использует громкий голос;
  • возникают проблемы с письменной речью;
  • ребенок тяжело воспринимает обращенный к нему вопрос и затрудняется с ответом;
  • возникают проблемы с правильным произношением слов и предложений;
  • наблюдается правильное произношение звонких и мягких согласных;
  • слова напоминают лепет.

При изучении ребенка с психолого-педагогической точки зрения можно отметить у него присутствие следующих особенностей:

  • быстрая утомляемость;
  • повышенная активность;
  • сильная заторможенность либо, наоборот, расторможенность.

Дети — алалики отрицательно относятся к речи, не понимают ее значения и не участвуют в произношении слов. Кроме этого, наблюдаются значительные проблемы в таких психических процессах ребенка, как память, внимание и восприятие.

Лечение алалии

Лечение алалии должно проводиться комплексно, и вся работа обычно строится с учетом формы патологии, степени ее тяжести и общего состояния ребенка. При алалии часто специалисты ставят неправильный диагноз, поскольку такое заболевание схоже с глухотой.

В таком случае ребенок направляется к сурдологу для подтверждения поставленного диагноза.

При подтверждении алалии и отсутствии глухоты ребенка направляют на консультацию к логопеду и психотерапевту, которые после тщательного изучения анамнеза ребенка определяют наиболее эффективное для него лечение.

Диагностические мероприятия по выявлению алалии у ребенка можно разделить на следующие виды:

  • изучение анамнеза пациента;
  • проведение обследования на состояние слуха;
  • определение уровня интеллекта;
  • назначение электроэнцефалограммы.

В том случае, если диагноз подтвердится, то ребенок нуждается в обязательном лечении. Сегодня помощь таким детям с нарушением речи может оказываться:

  • в специализированных дошкольных учреждениях;
  • в стационарных условиях лечебных учреждений;
  • в санаториях;
  • в коррекционных центрах.

При алалии развитие речи проводится с использованием следующих методов:

  1. Назначение медикаментозной терапии, основной целью которой является активизация процесса созревания структур мозга;
  2. Применение физиотерапевтических процедур, среди многообразия которых хороший эффект дает:
    • Лазеротерапия;
    • Электрофорез;
    • Водолечение
    • Магнитотерапия;
  3. Ведется работа по развитию общей и ручной моторики;
  4. Важное внимание уделяется нормализации функций психических процессов.

Моторная алалия является такой речевой патологией, при которой нарушаются все стороны речи. Именно по этой причине коррекционная работа строится на следующих принципах:

  • стимулирование речевой активности;
  • формирование и расширение активного и пассивного словаря;
  • развитие фразовой и связной речи;
  • применение грамматических правил для оформления речи;
  • коррекция звукопроизношения.

При диагностировании сенсорной алалии работа с ребенком проводится по следующим направлениям:

  • обучение ребенка различать речевые и неречевые звуки;
  • дифференциация слов;
  • соотнесение произносимого слова с конкретным предметом и действием;
  • обучение пониманию произносимых фраз и речевых конструкций различной сложности;
  • развитие грамматического строя речи.

Для успешного преодоления алалии важную роль играет комплексный подход к ее лечению, а также системное воздействие на все речевые компоненты. Чаще всего при выявлении моторной алалии у ребенка есть все шансы на полное ее устранение, чего нельзя сказать при сенсорной и сенсомоторной форме патологии. Прогноз алалии и шансы на ее излечение определяются степенью поражения головного мозга.

Читайте также:  Можно ли красить волосы при грудном вскармливании: мнение экспертов

Об авторе: Глушакова Татьяна Владимировна, логопед.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/logoped/problemy/6024_alalia_u_detey

Алалия у детей: симптомы, лечение в домашних условиях, виды заболевания, прогнозы

Формирование навыков речевого общения начинается у детей с рождения.

В течение первого года жизни ребенок быстро развивается и в общих чертах осваивает навыки произношения отдельных слов, у него формируется характерная для родного языка артикуляция, которая позволяет в дальнейшем говорить без акцента. Словарный запас понимаемых слов пополняется быстро.

К возрасту трех лет все слова складываются в простые, но осмысленные предложения. К 7 годам ребенок обладает речевыми навыками взрослого человека. Но не всегда так бывает — все зависит от индивидуальных особенностей малыша.

Из-за чего у детей возникает алалия?

Полное отсутствие навыков речи или ее недоразвитие (речь ребенка бессвязная и непоследовательная, не соответствует лексике родного языка) называется алалия.

С медицинской точки зрения, это серьезное нарушение функции центральной нервной системы, которое сопровождается неврологическими расстройствами и немотой.

Для того чтобы убедиться в том, что ребенок не глухой или немой с рождения, врач отоларинголог проводит специальную диагностику.

Наличие слуха определяется по реакции малыша на звуки и речь — ребенок может отреагировать звуковыми сигналами, взглядом, жестами, движением на обращенную к нему речь или заинтересовавшие звуки.

Врожденная немота определяется путем исследования речевого аппарата ребенка и анализа задержки в произношении звуков, которые характерны для определенной возрастной группы:

  • в возрасте 2 месяцев ребенок начинает «гулить» (произносить протяжные негромкие звуки, похожие на гласные);
  • в 4-5 месяцев малыш произносит открытые слоги, растягивая гласные;
  • в 6-7 месяцев подражает интонации родителей, выдерживает смысловые паузы и ждет ответ;
  • в 8 месяцев может неосознанно произносить простые слова;
  • в 1 год может осознанно называть отдельные и повторяющиеся слоги;
  • в 2 года у ребенка появляются навыки построения коротких предложений;
  • 3 года — полное понимание речи взрослых, малыш может объяснить свои потребности;
  • в 7 лет ребенок обладает такой же речью, как и взрослый человек.

Нервные центры, которые отвечают за речь, расположены в головном мозге. Это центр Вернике и Брока:

  1. Первый находится в височной доле мозга и отвечает за импрессивную форму речи – восприятие, понимание и анализ услышанного с дальнейшим преобразованием в мысленное проговаривание слов для ответа (сенсорная алалия).
  2. Второй расположен в лобной доле мозга, отвечает за экспрессивные речевые навыки (моторная алалия) – умение произносить осмысленные звук, складывая их в слоги, слова, фразы и предложения.

Задержку речевого развития могут вызвать тяжелые инфекционные заболевания ребенка в период формирования речевых навыков, травмы верхних отделов дыхательных путей, полости рта и языка, травмы головы. Также причиной нарушения деятельности мозговых структур могут быть:

  • травмы во время внутриутробного развития плода;
  • родовые травмы, связанные с использованием акушерских щипцов или медикаментозной стимуляцией;
  • гипоксия во время родов;
  • осложнения беременности, вызванные неправильным питанием матери, ожирением или злоупотреблением алкоголем;
  • инфекционные заболевания во время беременности;
  • врожденные заболевания ребенка (сифилис, ВИЧ, наследственные генетические патологии).

Основные виды и симптомы заболевания

В зависимости от механизма развития патологии, выделяют несколько видов алалии: сенсорный, моторный, смешанный.

Первые два типа алалии представляют собой самостоятельные заболевания, связанные с поражением отделов головного мозга в лобной или височной долях.

Смешанный тип встречается достаточно редко и соединяет в себе нарушение способности воспринимать человеческую речь и формировать связную речь, понятную для окружающих.

Сенсорный тип

Причины возникновения у ребенка сенсорного типа заболевания — травмы или патологии развития центра речи, расположенного в височной доле мозга (центр Вернике). Сенсорные алалики прекрасно слышат, откликаются на звуки, реагируют на них движениями или мимикой, но у них нарушена способность понимать речь, различать отдельные звуки и анализировать услышанное.

Выделяют две формы сенсорной алалии:

  • тяжелая – ребенок абсолютно не способен понимать речь;
  • легкая – малышу не поддается анализ только сложных грамматических форм и длинных предложений.

В первом случае сенсорной алалии ребенок, не понимая человеческой речи, стремится заменить ее произвольными звуками, придумывает свой язык, пытается общаться с помощью жестов и движений.

Обычно вместо речи такие дети произносят навязчиво повторяющиеся однообразные звуки (персеверация), заменяют звуки речи собственными изобретенными звуками (парафазия).

Могут непроизвольно и не осмысленно воспроизводить чужие слова, не придавая им смысла (эхолалия).

Если восприятие речи не нарушено полностью, у ребенка могут выработаться некоторые навыки проговаривания звуков и даже слов. Но при этом наблюдается нарушение произношения, когда несколько не связанных между собой слогов объединяются в одно целое (контаминация) или осознанные слова произносятся с одной интонацией и непрерывным текстом (логорея или «словесный салат»).

Дети с незначительными нарушениями восприятия речи могут стремиться компенсировать недостаток понимания, читая по губам, а для выражения своих эмоций или при недостатке слов — прибегать к жестикуляции, как это свойственно глухонемым людям.

В целом, для больных сенсорной алалией характерна рассеянность, хаотичность движений, нарушение психики, раздражительность и агрессия в ответ на непонимание. Зачастую заболевание может стать причиной задержки интеллектуального развития человека.

Моторная алалия

Причиной возникновения моторной алалии является патология в лобном отделе головного мозга (центр Брока), который отвечает за воспроизведение речи. В отличие от алалии сенсорного типа, ребенок в этом случае полностью слышит и понимает обращенную к нему речь, анализирует ее, но в силу нарушений не может правильно произнести слова или вообще молчит.

Подобный тип алалии развивается с первых месяцев жизни, поэтому если к 2-3 месяцам малыш не начал «гулить», родителям необходимо обратиться к отоларингологу и неврологу для выяснения причин задержки речевого развития.

С возрастом задержка в развитии у таких детей может только увеличиваться. Случаи, когда дети молчат до 3-х лет, а потом начинают вполне осознанно и чисто разговаривать, бывают очень редко.

Считается, что к пятилетнему возрасту у ребенка должен быть словарный запас не менее полутора тысяч слов.

Моторная алалия может проявляться по-разному. В легких формах происходит только искажение произносимых звуков и слов. Речь ребенка непонятна из-за частой замены одних звуков другими, перестановки частей слова (или слогов), изменения порядка слов в предложении. Часто дети до 7-10 лет не могут согласовывать окончания, произнося все слова в одном падеже.

Иногда дефекты произношения родители принимают за моторную алалию и ведут ребенка на прием к неврологу. В основе такого заблуждения могут быть нарушения в артикуляции, которые логопеды исправляют специальными упражнениями.

Если алалия проявляется в легкой форме, речь ребенка в целом понятна. Затруднения могут возникнуть, когда ребенок начинает учиться в школе.

Что касается тяжелой формы моторной алалии, ребенок способен произносить только отдельные звуки, подражая или имитируя человеческую речь, не складывая звуки в осмысленные слова и фразы.

Общие признаки страдающих алалией:

  • громкий голос;
  • заторможенность, которая сменяется резкими всплесками гиперактивности;
  • бурная жестикуляция при попытке что-либо сказать;
  • неконтролируемая мимика, которая может создавать впечатление гримасничанья;
  • нарушения в моторике пальцев рук — малышам с трудом удается лепить, рисовать, играть с мелкими игрушками.

Недоразвитие речи в итоге приводит к истощению нервной системы — ребенок становится нервным и раздражительным, нарушается память и логическое мышление, малыш быстро утомляется, если нужно много думать.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: симптомы нерезко выраженного общего недоразвития речи

Смешанная

Смешанная (сенсомоторная) форма алалии характеризуется одновременным нарушением функций восприятия и воспроизведения речи, является самой тяжелой формой заболеваний и практически не поддается лечению.

Больным свойственно заметное отставание в психическом развитии. В характере и поведении ребенка проявляются в разной степени симптомы, свойственные каждой из форм алалии в отдельности.

В домашних условиях сенсомоторная алалия не лечится.

Как диагностировать?

Если у родителей возникло подозрение, что у ребенка появились признаки задержки речевого развития, необходимо сразу же обратиться к врачу-педиатру. Именно он, после первичного осмотра и сбора анамнеза, даст направление к профильным специалистам (отоларингологу, неврологу, психологу, логопеду) для проведения дальнейшего обследования.

Важное место в правильной постановке диагноза имеет сбор перинатального анамнеза. В первую очередь выясняются следующие факторы:

  • наследственность малыша — страдал ли кто-либо из родителей или близких родственников по прямой линии задержками речевого развития;
  • как у мамы протекала беременность — какие заболевания, операции и травмы она перенесла, как протекали роды и какие акушерские операции применялись.

При осмотре ребенка выясняется тип болезни, его способность слышать речь и желание отвечать на обращенные к нему слова. Наличие патологии со стороны слуха подтверждают с помощью процедур аудиометрии или отоскопии. Результаты исследований тщательно изучаются, чтобы дифференцировать алалию от аутизма, дизартрии, олигофрении, задержки речевого развития.

Для подтверждения диагноза могут назначаться дополнительные методы исследования:

  • электроэнцефалография (ЭЭГ);
  • эхоэнцефалография (ЭхоЭГ);
  • магнитно-резонансную томография (МРТ).

Как лечить?

Лечение заболевания всегда комплексное и включает медикаментозный, физиотерапевтический, логопедический и педагогический подходы.

Медикаментозное лечение

Медикаментозная терапия направлена на стимуляцию деятельности и развития мозговых структур. Для этого используют ноотропные препараты:

Обычно назначает какой-нибудь один препарат, по выбору врача. Применяется нарастающими дозами до 3 месяцев. После месячного перерыва лечение продолжается.

Одновременно с назначением психостимулирующей терапии проводят курс лечения витаминами — В12 и В15.

Рекомендуется соблюдение диеты, насыщенной белками и углеводами, которые принимают прямое участие в питании головного мозга и строении его структур.

Физиотерапия

Физиотерапия направлена на стимуляцию пораженных отделов головного мозга слабыми электрическими импульсами. В некоторых случаях применяется акупунктура (иглоукалывание). Большую роль в реабилитации нервных, истощенных и подверженных частым депрессиям детей играет гидротерапия, которая способствует расслаблению мышц и оказывает тонизирующее воздействие на детский организм.

Логопедические занятия

Логопедическая коррекция заключается в исправлении нарушений в работе речевого аппарата, для чего используется комплекс различных упражнений:

  • на развитие мелкой моторики рук — занятия, во время которых ребенок запоминает новые слова;
  • проведение логопедического массажа со стимуляцией мышц гортани и языка, которые мало работают или не задействованы у ребенка;
  • ребенка обучают вытягивать губки, удерживать язычок у верхнего неба, совершать круговые движения кончиком языка;
  • на обучение произношения сложных звуков.

Педкоррекция

Педагогическая коррекция основана на разработке программ индивидуальных занятий с ребенком, который отстает от школьной программы или испытывает определенные сложности в детском дошкольном учреждении. Специально для больного разрабатываются упражнения по развитию речи, упражнения на запоминание, развитие коммуникативных навыков, совмещения навыков устной речи с навыками письма и чтения.

Терапия в домашних условиях

Терапия в домашних условиях тесно связана с работой специалистов. Нормальное формирование речевых навыков возможно только при условии, что занятия регулярны.

Родители по специальным методикам должны побуждать ребенка к общению, не ругать и не наказывать за неправильно произнесенные слова или непонятную речь. Чем раньше начнется лечение, тем более положительным будет прогноз и больше шансов вылечить заболевание.

До поступления в школу ребенок может полностью избавиться от дефекта речи. Более подробно об особенностях лечения алалии, можно узнать из видео ниже.

Источник: https://www.deti34.ru/bolezni/nevrologiya/alaliya-u-detej-simptomy.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector